• Лекторий

Array
(
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 1465
            [TIMESTAMP_X] => 16.02.2018 12:49:36
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 603
            [WIDTH] => 993
            [FILE_SIZE] => 705178
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/056
            [FILE_NAME] => 056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => анонс.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 63bfb94fa0fe3ef3d782dd77e98747b3
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg
            [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg
            [SAFE_SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg
            [ALT] => Альфонс Муха
            [TITLE] => Альфонс Муха
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 1465
    [ID] => 576
    [~ID] => 576
    [NAME] => Альфонс Муха
    [~NAME] => Альфонс Муха
    [IBLOCK_ID] => 5
    [~IBLOCK_ID] => 5
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 22
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 22
    [DETAIL_TEXT] => 

Муха


Альфонс Муха (1860 — 1939) — чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, практически синоним эпохи ар-нуво и родоначальник собственного одноименного стиля.

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, но попытка поступить в пражскую Академию художеств провалилась. Поэтому он начал рисовать афиши и пригласительные билеты, а иногда и расписывать стены и потолки в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Именно в этой академии художник освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Альфонс сходил на спектакль и, под его впечатлением, набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, а стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. Этот плакат обожали все: люди срывали афиши с улиц, а Сара Бернар захотела познакомиться с автором. Впоследствии с ее подачи Альфонс Муха стал главным декоратором театра.

Некоторое время спустя Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста», которые выступали за демократизацию искусства, за оборот понятия «искусство для дома», которое должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения.

В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи», что означало манеру изображать времена года, обрамлять образ цветами, подчеркивать время суток, упоминать виды искусства, использовать драгоценные камни в женских образах. Для Мухи и его современников женский образ был своего рода антидотом от чрезмерно индустриального, безличного и маскулинного окружающего мира.

Муха стал невероятно востребованным художником: его красочные графические серии украшали залы лучших ресторанов, дамские будуары, стены богатых домов.

Немного Альфонс Муха попутешествовал по России: открыл выставку, посетил Москву и Петербург в поисках материала для «Славянской эпопеи», восхитился Троице-Сергиевой лаврой и побывал в доме художника Пастернака на презентации сборника стихов Бориса Пастернака.

Символ стиля ар-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма. Приметой стиля ар-нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространённых в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «ар-нуво» в целом.

Из воспоминаний Джона Мухи, правнука великого художника:
Я рос в коммунистической Чехословакии, и людям надо понимать, что в 50е годы, когда я был ребенком, и в начале 60х, официально Муха считался декадентом, буржуем и не представлял собой никакой ценности. Кроме этого, в начале 50х годов, мой отец был ложно обвинен в шпионаже и сидел в тюрьме, поэтому в целом было не очень легко, но семье удавалось оставаться сплоченной, — это было чудом. Такого отношения людей к Мухе, как сейчас, не было. Все изменилось в 60х годах благодаря англичанину по имени Брайан Рид, который работал в музее Виктории и Альберта. Началась эпоха flower power и возвращения ар-нуво, Брайан Рид знал моего отца во время Второй Мировой войны, в общем, Рид связался с моим отцом, и в начале 60х годов внезапно открылась невероятная выставка в музее Виктории и Альберта. И она словно заново рождает Альфонса Муху. Я был тогда подростком, в голове только ливерпульские тусовки и Битлз. А мой отец понял, что может организовывать выставки, и в Японии, и по всей Европе. И разговоры о Мухе, его слава стала разноситься по миру с новой силой. Про себя я могу сказать, что для меня это все равно была обычная жизнь, когда я рос, вокруг меня было много его вещей, что означало лишь много пыли и уборки.

В нашем пражском доме он на самом деле не жил. В 50м году семейная дача была конфискована коммунистами, нас выселили, но нам удалось найти жилье в прекрасном доме, который принадлежал церкви. С тех пор мы там и поселились. И мои родители старались хотя бы немного воссоздать атмосферу мастерской художника в Валь-де-Грас. И, да, меня с детства окружали его работы. Мы старались сделать наш дом открытым каждому. У нас был принц Уэльский, писатель Салман Рушди, но, и, конечно, бывают студенты и, в целом, те, кому небезразлично творчество Альфонса Мухи. Сейчас у нас есть еще и музей благодаря фонду, который я основал 25 лет назад, с целью защитить и сделать доступным творчество моего дедушки.


[~DETAIL_TEXT] =>

Муха


Альфонс Муха (1860 — 1939) — чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, практически синоним эпохи ар-нуво и родоначальник собственного одноименного стиля.

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, но попытка поступить в пражскую Академию художеств провалилась. Поэтому он начал рисовать афиши и пригласительные билеты, а иногда и расписывать стены и потолки в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Именно в этой академии художник освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Альфонс сходил на спектакль и, под его впечатлением, набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, а стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. Этот плакат обожали все: люди срывали афиши с улиц, а Сара Бернар захотела познакомиться с автором. Впоследствии с ее подачи Альфонс Муха стал главным декоратором театра.

Некоторое время спустя Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста», которые выступали за демократизацию искусства, за оборот понятия «искусство для дома», которое должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения.

В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи», что означало манеру изображать времена года, обрамлять образ цветами, подчеркивать время суток, упоминать виды искусства, использовать драгоценные камни в женских образах. Для Мухи и его современников женский образ был своего рода антидотом от чрезмерно индустриального, безличного и маскулинного окружающего мира.

Муха стал невероятно востребованным художником: его красочные графические серии украшали залы лучших ресторанов, дамские будуары, стены богатых домов.

Немного Альфонс Муха попутешествовал по России: открыл выставку, посетил Москву и Петербург в поисках материала для «Славянской эпопеи», восхитился Троице-Сергиевой лаврой и побывал в доме художника Пастернака на презентации сборника стихов Бориса Пастернака.

Символ стиля ар-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма. Приметой стиля ар-нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространённых в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «ар-нуво» в целом.

Из воспоминаний Джона Мухи, правнука великого художника:
Я рос в коммунистической Чехословакии, и людям надо понимать, что в 50е годы, когда я был ребенком, и в начале 60х, официально Муха считался декадентом, буржуем и не представлял собой никакой ценности. Кроме этого, в начале 50х годов, мой отец был ложно обвинен в шпионаже и сидел в тюрьме, поэтому в целом было не очень легко, но семье удавалось оставаться сплоченной, — это было чудом. Такого отношения людей к Мухе, как сейчас, не было. Все изменилось в 60х годах благодаря англичанину по имени Брайан Рид, который работал в музее Виктории и Альберта. Началась эпоха flower power и возвращения ар-нуво, Брайан Рид знал моего отца во время Второй Мировой войны, в общем, Рид связался с моим отцом, и в начале 60х годов внезапно открылась невероятная выставка в музее Виктории и Альберта. И она словно заново рождает Альфонса Муху. Я был тогда подростком, в голове только ливерпульские тусовки и Битлз. А мой отец понял, что может организовывать выставки, и в Японии, и по всей Европе. И разговоры о Мухе, его слава стала разноситься по миру с новой силой. Про себя я могу сказать, что для меня это все равно была обычная жизнь, когда я рос, вокруг меня было много его вещей, что означало лишь много пыли и уборки.

В нашем пражском доме он на самом деле не жил. В 50м году семейная дача была конфискована коммунистами, нас выселили, но нам удалось найти жилье в прекрасном доме, который принадлежал церкви. С тех пор мы там и поселились. И мои родители старались хотя бы немного воссоздать атмосферу мастерской художника в Валь-де-Грас. И, да, меня с детства окружали его работы. Мы старались сделать наш дом открытым каждому. У нас был принц Уэльский, писатель Салман Рушди, но, и, конечно, бывают студенты и, в целом, те, кому небезразлично творчество Альфонса Мухи. Сейчас у нас есть еще и музей благодаря фонду, который я основал 25 лет назад, с целью защитить и сделать доступным творчество моего дедушки.


[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, практически синоним эпохи ар-нуво и родоначальник собственного одноименного стиля. [~PREVIEW_TEXT] => Чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, практически синоним эпохи ар-нуво и родоначальник собственного одноименного стиля. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 26.02.2018 16:11:55 [~TIMESTAMP_X] => 26.02.2018 16:11:55 [ACTIVE_FROM] => 16.02.2018 [~ACTIVE_FROM] => 16.02.2018 [LIST_PAGE_URL] => /biblioteka/ [~LIST_PAGE_URL] => /biblioteka/ [DETAIL_PAGE_URL] => /biblioteka/lektoriy/alfons-mukha/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /biblioteka/lektoriy/alfons-mukha/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => alfons-mukha [~CODE] => alfons-mukha [EXTERNAL_ID] => 576 [~EXTERNAL_ID] => 576 [IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [~IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [IBLOCK_CODE] => Biblioteka [~IBLOCK_CODE] => Biblioteka [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 16 Февраля 2018 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1465 [TIMESTAMP_X] => 16.02.2018 12:49:36 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 603 [WIDTH] => 993 [FILE_SIZE] => 705178 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/056 [FILE_NAME] => 056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg [ORIGINAL_NAME] => анонс.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 63bfb94fa0fe3ef3d782dd77e98747b3 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/056/056bd052a503a0c106b2e7013a2e3df5.jpg [ALT] => Альфонс Муха [TITLE] => Альфонс Муха ) ) [PROPERTIES] => Array ( [QUOTE] => Array ( [ID] => 130 [TIMESTAMP_X] => 2017-06-20 20:08:22 [IBLOCK_ID] => 5 [NAME] => Цитата [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => QUOTE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 5 [COL_COUNT] => 60 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Цитата [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS] => Array ( [ID] => 143 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-10 11:57:20 [IBLOCK_ID] => 5 [NAME] => Теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => (введите слова или словосочетания, разделяя их запятыми) [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 144 [TIMESTAMP_X] => 2017-10-03 17:19:30 [IBLOCK_ID] => 5 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 4937 [VALUE] => Алёна Зорина [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Алёна Зорина [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 5 [~ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 19.09.2017 18:49:30 [~TIMESTAMP_X] => 19.09.2017 18:49:30 [IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [~IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => Biblioteka [~CODE] => Biblioteka [NAME] => Библиотека [~NAME] => Библиотека [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /biblioteka/index.php?ID=5 [~LIST_PAGE_URL] => /biblioteka/index.php?ID=5 [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/biblioteka/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE# [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/biblioteka/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE# [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/biblioteka/#SECTION_CODE# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/biblioteka/#SECTION_CODE# [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 36c4427c242d7d4ae2e13c45d6e3b332 [~TMP_ID] => 36c4427c242d7d4ae2e13c45d6e3b332 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => [~SERVER_NAME] => ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 22 [~ID] => 22 [CODE] => lektoriy [~CODE] => lektoriy [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 5 [~IBLOCK_ID] => 5 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Лекторий [~NAME] => Лекторий [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /biblioteka/lektoriy/ [~SECTION_PAGE_URL] => /biblioteka/lektoriy/ [IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [~IBLOCK_TYPE_ID] => biblioteka [IBLOCK_CODE] => Biblioteka [~IBLOCK_CODE] => Biblioteka [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) ) ) [SECTION_URL] => /biblioteka/lektoriy/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Альфонс Муха [ELEMENT_CHAIN] => Альфонс Муха [BROWSER_TITLE] => Альфонс Муха [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

Альфонс Муха

16 Февраля 2018

Автор Алёна Зорина

Муха


Альфонс Муха (1860 — 1939) — чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист, практически синоним эпохи ар-нуво и родоначальник собственного одноименного стиля.

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, но попытка поступить в пражскую Академию художеств провалилась. Поэтому он начал рисовать афиши и пригласительные билеты, а иногда и расписывать стены и потолки в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Именно в этой академии художник освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Альфонс сходил на спектакль и, под его впечатлением, набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, а стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. Этот плакат обожали все: люди срывали афиши с улиц, а Сара Бернар захотела познакомиться с автором. Впоследствии с ее подачи Альфонс Муха стал главным декоратором театра.

Некоторое время спустя Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста», которые выступали за демократизацию искусства, за оборот понятия «искусство для дома», которое должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения.

В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи», что означало манеру изображать времена года, обрамлять образ цветами, подчеркивать время суток, упоминать виды искусства, использовать драгоценные камни в женских образах. Для Мухи и его современников женский образ был своего рода антидотом от чрезмерно индустриального, безличного и маскулинного окружающего мира.

Муха стал невероятно востребованным художником: его красочные графические серии украшали залы лучших ресторанов, дамские будуары, стены богатых домов.

Немного Альфонс Муха попутешествовал по России: открыл выставку, посетил Москву и Петербург в поисках материала для «Славянской эпопеи», восхитился Троице-Сергиевой лаврой и побывал в доме художника Пастернака на презентации сборника стихов Бориса Пастернака.

Символ стиля ар-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма. Приметой стиля ар-нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространённых в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «ар-нуво» в целом.

Из воспоминаний Джона Мухи, правнука великого художника:
Я рос в коммунистической Чехословакии, и людям надо понимать, что в 50е годы, когда я был ребенком, и в начале 60х, официально Муха считался декадентом, буржуем и не представлял собой никакой ценности. Кроме этого, в начале 50х годов, мой отец был ложно обвинен в шпионаже и сидел в тюрьме, поэтому в целом было не очень легко, но семье удавалось оставаться сплоченной, — это было чудом. Такого отношения людей к Мухе, как сейчас, не было. Все изменилось в 60х годах благодаря англичанину по имени Брайан Рид, который работал в музее Виктории и Альберта. Началась эпоха flower power и возвращения ар-нуво, Брайан Рид знал моего отца во время Второй Мировой войны, в общем, Рид связался с моим отцом, и в начале 60х годов внезапно открылась невероятная выставка в музее Виктории и Альберта. И она словно заново рождает Альфонса Муху. Я был тогда подростком, в голове только ливерпульские тусовки и Битлз. А мой отец понял, что может организовывать выставки, и в Японии, и по всей Европе. И разговоры о Мухе, его слава стала разноситься по миру с новой силой. Про себя я могу сказать, что для меня это все равно была обычная жизнь, когда я рос, вокруг меня было много его вещей, что означало лишь много пыли и уборки.

В нашем пражском доме он на самом деле не жил. В 50м году семейная дача была конфискована коммунистами, нас выселили, но нам удалось найти жилье в прекрасном доме, который принадлежал церкви. С тех пор мы там и поселились. И мои родители старались хотя бы немного воссоздать атмосферу мастерской художника в Валь-де-Грас. И, да, меня с детства окружали его работы. Мы старались сделать наш дом открытым каждому. У нас был принц Уэльский, писатель Салман Рушди, но, и, конечно, бывают студенты и, в целом, те, кому небезразлично творчество Альфонса Мухи. Сейчас у нас есть еще и музей благодаря фонду, который я основал 25 лет назад, с целью защитить и сделать доступным творчество моего дедушки.