Привет! Меня зовут Татьяна Нажимова, я художница в мобильном геймдеве. В индустрии я с 2013 года, прошла путь от Junior до Lead-позиции, попробовала себя в роли арт-директора.
Я разрабатываю любой арт для игр, который укладывается в рамки 2D, и в этой статье расскажу о профессии концепт-художника в игровой индустрии.
Кто такой концепт-художник?
Концепт-художник придумывает визуал всей игры на ранних стадиях разработки арта: персонажи и их снаряжение, окружение и дизайн отдельных его элементов, ключевой арт, а также общую стилистику игры. Игровая графика имеет свою специфику, и концептер должен выдавать креативные идеи, учитывая жанр игры, ожидания игроков и технические требования игрового девайса.
Отличия концепт-арта от иллюстрации
Иллюстрация — это детализированная картинка с сюжетом и проработанным окружением. Ее цель — показать интересное действие с помощью стилистических художественных приемов.
Концепт-арт имеет другие цели, хотя иногда и похож на иллюстрацию. Концепт — это лишь первая ступень разработки игрового ассета. Он должен четко показывать дизайн и идею — так, чтобы передать дальше в разработку тридэшникам, UI- и VFX-специалистам.
Например, персонаж должен быть изображен в полный рост, виден с трех сторон и показан в увеличенном виде в тех частях, где не видно дизайн на основной картинке. При этом он может быть нарисован без проработки текстур и без реалистичного освещения, может быть собран с помощью техники коллажа или наполовину сгенерирован нейросеткой и смоделирован в 3D — инструменты не важны, важно ясно передать идею.
Что нужно уметь, чтобы работать концепт-художником?
Концепт-художниками становятся те, кто умеет мыслить креативно, нестандартно, находить запоминающиеся образы и органично вписывать их в мир конкретной игры. Это самая творческая профессия, которую можно только представить!
Но какие именно навыки необходимо освоить, чтобы стать концептером? В первую очередь, надо владеть базовыми скиллами рисования. В это понятие я вкладываю основополагающие академические знания:
- Скетчинг (грамотное построение, передача правдоподобных пропорций, анатомия, пространственное мышление);
- Передача объема;
- Стилизация;
- Композиция;
- Гармония цвета;
- Передача разных материалов (текстуры и степень прозрачности);
- Чистота графики (важно для создания иконок и интерфейсов, а также завершенных объектов для 2D-игр).
И нет, нельзя скипнуть обучение всему перечисленному выше из-за набирающих обороты AI: вы не сможете эффективно использовать нейросети, потому что не увидите ошибок, которые он совершает. AI — лишь один из инструментов для работы.
А инструментов для разработки арта много, и каждый вправе выбрать для себя удобные. Тем не менее, в игровой индустрии есть свои стандарты, что помогает, прежде всего, работать в команде и обмениваться исходниками.
Вот некоторые из инструментов:
- Пакет программ Adobe. Рисуем в Photoshop — он совершенно точно необходим;
- 3D-программы: Blender, 3D Max, Maya и т.д.. Они не обязательны для концептера, но помогают ускорить и упростить процесс работы, с разных сторон подойти к решению задач. Обычно в них делают болванки для того, чтобы довести до финала в 2D;
- AI ворвался в нашу жизнь в 2022 году, но все еще компании неуверенно внедряют его в работу, так как не до конца урегулирована правовая сторона использования данной технологии. Попробовать погенерить картинки точно стоит, чтобы познакомиться с программой. Но внутри компаний пока встречаются свои инструменты со своими обученными моделями и вам предоставят четкий пайплайн работы, чтобы относительно легко начать пользоваться нейросеткой.
Ищем первую работу в роли концепт-художник
Все ваши навыки, как базовые, так и технические, будет отражать накопленное портфолио. Портфолио — наиважнейший багаж, который помогает привлечь к себе внимание и получить желаемую работу.
Портфолио обычно оформляют в открытых источниках, например, на сайте Artstation. Там наиболее удобно смотреть проекты и сопутствующую информацию об авторе (рабочие каналы связи, описание себя, используемые программы).
Когда вы будете готовы ворваться в индустрию, вы начнете искать вакансии на hh.ru и Linkedin.com, также можно найти телеграмм-чаты вакансий геймдева, изучить вкладку Career (Jobs) на сайтах конкретных игровых компаний или просто вбить в поисковике «Вакансии Concept Artist».
Что по деньгам?
Обратимся к открытым источникам в интернете. Так как вы скорее всего еще знакомитесь с профессией, я приведу примеры зарплат начинающих специалистов. Логично, что чем больше опыта у концептера, тем выше будет зарплата.
В 2023 году проводились несколько исследований по зарплатам в русскоязычном геймдеве, но результаты дали только White Nights Media Group. К сожалению, там нет в свободном доступе четкой выборки по художникам без опыта работы, но есть полезная информация по цифрам. Вот некоторые выжимки из отчета:
Помимо ежегодных опросов, есть ресурсы, где можно посмотреть аналитику по зарплатам в целом. Например, djinni.co показывает, что Junior 2D/3D зарабатывают 500-700 долларов в месяц в геймдеве Украины. Концепт-художники относятся к 2D- арту, поэтому эта информация отвечает на наш запрос.
А getmatch.ru говорит, что продуктовые дизайнеры в IT уровня Junior получают 50-120 тысяч рублей в месяц в России. Сделаем поправку, что в IT зарплаты немного выше, чем в геймдеве, поэтому грубо смею предположить: 50-80 тысяч рублей в месяц — похоже на правду для начинающих концепт-художников.
Входные зарплаты примерно понятны. А что ожидать в будущем, когда наберется необходимый опыт? Все будет зависеть от ваших успехов, от того, сколько пользы вы приносите проектам. Статистика из уже упомянутых здесь источников говорит, что специалисты с 3-5 годами опыта получают в среднем 100-200 тысяч рублей в месяц.
Эволюция Концепт-художника
Концептерами не всегда становятся сразу. Часто художники меняют роли в разных компаниях и проектах, бывают 2D-художниками (генералистами), UI-художниками, иллюстраторами, маркетинг-художниками — все зависит от загруженности на проекте и от того, какими сильными сторонами обладает конкретный специалист.
Игровая индустрия очень динамична и постоянно меняет стратегии разработки, подстраиваясь под динамику рынка. Так и художникам: приходится непрерывно обучаться, меняться и ставить в приоритет сделать все, чтобы игра выглядела круто — это нужно, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому игры нужно любить не меньше, чем создавать арт 🙂
Как получить первый опыт концепт-художнику
Бесценным опытом в начале карьерного пути считается участие в гейм-джемах. Гейм-джемы — это короткие ивенты, где команды из нескольких человек (обычно программист, гейм-дизайнер и художник) делают небольшую демку игры.
Основная ценность таких мероприятий в том, что вы узнаете, как работать в команде, как выглядят настоящие задачи для художника, а также покажете себя в комьюнити и заведете ценные знакомства.
Помимо гейм-джемов, можно приобщиться к уже работающей команде энтузиастов. Опыт с ними вы получите схожий, но на более комплексном проекте, так как разработка не сжата сроками.
Еще можно делать фан-арт к уже существующей вселенной игр, разработав собственное видение и предложив новые идеи, чтобы сделать игру еще интереснее — это привлекает hr, да и вообще очень интересно делать.
Освоить профессию 2D-художник и плавно войти в индустрию поможет курс 2D Artist. В процессе обучения вы с нуля создадите несколько проектов для портфолио: попробуете себя, в том числе, в роли концептера, научитесь генерировать и реализовывать идеи, вести работу системно и цельно, соблюдая сроки.
Курс длится больше года, и на нем, кроме пула знаний и скиллов, необходимых для работы в индустрии, вы получите реальные задачи от игровых студий, и последние два месяца обучения будете выполнять их под руководством куратора.