Так исторически сложилось, что мы с вами особые любители цвета, он проник в нашу жизнь и стал неотъемлемой его частью. Цвет – друг человека! Особенно друг дизайнера и художника. Теория цвета — это область знаний, которая изучает восприятие цвета, его взаимодействие с другими цветами и влияние на эмоциональное состояние человека. В течение столетий ученые и художники стремились понять, как цвета влияют на наше восприятие мира и как правильно их сочетать. В этой статье мы с вами будем разбираться с особенностями нашего цветного друга, включая историю, ключевые термины, цветовые палитры, психологию цвета и культурные различия в восприятии.
Немного об истории. Древняя философия и первые теории
Афинская школа. Работа Рафаэля Санти
Первые философские концепции цвета появились в Древней Греции. Например, Пифагор предполагал, что цвет связан с физическими свойствами света и материи. Аристотель, полагал, что цвет — это результат воздействия света на объекты и их способность отражать свет. Он разделил цвета на «естественные» и «искусственные», считая, что некоторые цвета являются результатом смешения элементов, таких как воздух, вода, земля и огонь. Истинная магия, друзья! Долгое время подобные теории насчет цвета воспринимались мистическим явлениями и повелением богов.
Средние века и Эпоха Возрождения
В Средние века и эпоху Возрождения цвет продолжал изучаться в рамках философии и искусства. Ох уж эти философы, напридумывают теорий и гипотез, а нам потом разбираться… Однако в их подходе было много дельных идей, объясняющих специфику цвета в контексте живописи и декоративных искусств. Многие художники, среди которых был Леонардо да Винчи, активно исследовали, как свет и тени влияют на восприятие цветов. Например, в своих работах он акцентировал внимание влиянии окружающей среды и источников света на изменение восприятия того или иного оттенка. В период Ренессанса акцент исследований цвета сместился больше в сторону эмоционального влияния цвета на восприятие зрителя.
XVII и XVIII века: начало экспериментов
Звездный час теории цвета настал в 18 веке: Исаак Ньютон, занимаясь исследованиями света, сделал одно из важнейших открытий в истории колористики. В 1704 году Ньютон опубликовал свой труд “Оптика”, в котором он объяснил разложение белого света на спектр цветов. Он провел знаменитый эксперимент, пропустив свет через призму и разложив его на семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это открытие стало основой для дальнейших исследований в области теории цвета и понимания его физической природы. Ньютон также ввел понятие «цветового круга», который стал важнейшим инструментом в дальнейшем изучении цвета и его смешивания. Мы до сих пор используем его в качестве колористической шпаргалки на занятиях по живописи 🙂
XIX век: систематизация и развитие
С развитием науки в XIX веке ученые начали систематизировать знания о смешивании и восприятии цветов. Одним из важных этапов стал вклад французского химика и художника Огюста Шевреля. Он ввел концепцию “контраста” и “оптического эффекта”, демонстрирующего, как соседние цвета могут усиливать друг друга или создавать разные визуальные эффекты в зависимости от их расположения. А его теория “смешения красок” раскрыла цвет с новой стороны. Мы плавно подкрадываемся все ближе и ближе к нашему веку. В конце XIX века начали развиваться первые цветовые модели, а исследования учёных физиков раскрыли связь между цветами и физическими явлениями. Вы знали, что от длины волны света зависит цвет? Самой короткой волне соответствует красный цвет, а самой длинной – жёлтый. Ну теперь то цветоведение не кажется нам полным магических необъяснимых явлений.
Цветовой круг Огюста Шевреля
XX век: Колористика и цветоведение как отдельные науки
В XX веке цвет стал рассматриваться не только с точки зрения физики, но и психологии, искусства и дизайна. Появились новые дисциплины:колористика и цветоведение. Колористика, фокусируется на теории и практике использования цвета в искусстве и дизайне. Основные работы в этой области были связаны с формированием цветовых палитр, цветовыми гармониями и применением цвета в композиции. Важные работы по колористике были выполнены художниками- теоретиками Йоханнесом Иттеном и Василием Кандинским, которые разработали теории применения цвета в искусстве и обучении живописи. Цветоведение, в свою очередь, связано с научными исследованиями восприятия цвета человеком, его физиологическими и психологическими аспектами. Цветоведение стало самостоятельной дисциплиной в рамках психологии и нейронаук, особенно с развитием когнитивной психологии и нейрофизиологии.
Современность: Цветоведение как междисциплинарная наука
Сегодня колористика и цветоведение продолжают развиваться и применяются не только в искусстве, но и в маркетинге, рекламе, веб-дизайне, моде, а также в психологии и нейробиологии. С развитием технологий (цифровая графика и компьютерное моделирование цвет) эти науки становятся еще более важными для понимания того, как цвет влияет на восприятие, настроение и поведение человека. Цвет обсуждали и философы, и психологи, и химики, и физики на протяжении долгих лет человеческой истории. Ну а теперь пришла и наша очередь обсуждать его, очередь художников!
Основные термины
Вы наверняка слышали про цветовой тон, насыщенность и яркость. А вы знали, что у цветов есть и своя температура? Это важные для понимания цвета параметры, без них никакую живопись не написать. Ранее мы уже разобрали эти термины подробнее – в этой статье, рекомендуем ознакомиться. А пока двинемся дальше 🙂
Теория цвета и основы композиции
Теория цвета и основы композиции тесно связаны друг с другом. Теория цвета помогает понять, как различные оттенки, их сочетания и контрасты могут влиять на восприятие зрителя и эмоции, а основы композиции определяют, как элементы, включая цвет, взаимодействуют и располагаются в пространстве.
Цвет как элемент гармонии и контраста. Одной из ключевых задач композиции является создание визуальной гармонии. Гармония в композиции достигается с помощью аналогичных цветов (цветов, расположенных рядом на цветовом круге). Например, сочетание оттенков синего, зеленого и голубого создаст спокойную и умиротворенную атмосферу.
Спокойствие холодных оттенков в работе художника Artem Chebokha
Контраста можно достичь с помощью комплиментарных цветов (цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, например, красный и зеленый). Такой контраст привлекает внимание и создает динамичное ощущение в композиции.
Триадные цвета (три равномерно расположенных цвета на цветовом круге, например, красный, синий и желтый) создают сбалансированную, но яркую композицию.
Очень важно и правильно расставить акценты, чтобы привлечь внимание зрителя к ключевым элементам, поддержать точку фокуса или создать ритм. Цвет в этом случае играет важную роль. Например, яркий, насыщенный цвет на фоне более нейтральных или спокойных оттенков будет служить визуальным акцентом.
Красный цветовой акцент, работа Petter Faustino
Теплые и холодные цвета могут быть использованы для того, чтобы выделить объекты или зоны в композиции. А еще, работая с температурой цвета мы можем разграничивать планы композиции, создавать эффект глубины и пространства. Холодные оттенки обычно ассоциируются с дальним планом и создают ощущение удаленности и воздушности, а контрастные, активные тона и теплые оттенки воспринимаются как элементы, которые находятся ближе к зрителю.
В композиции важное место занимают цветовые палитры. Они играют ключевую роль в создании определенной атмосферы и настроения. Таких палитр, или как еще называют – цветовых схем – великое множество, мы рассмотрим несколько основных из них.
Монохромная палитра — это использование одного цвета, градаций его яркости и насыщенности. Такая палитра часто используется в минималистичных композициях.
Работа куратора Марины Перегуд, выполненная в монохромной гамме
Аналоговая палитра — в такой палитре используются 3 цвета, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Чуть сложнее монохрома и дает большую вариативность. Ведь у нас не просто три цвета, но и их оттенки, разная насыщенность и яркость. Такая палитра создает плавные переходы и гармоничные, мягкие сочетания.
Работа художника Sylvain Sarrailh. Используются зеленый, желтый и оранжевый цвет.
Комплиментарная палитра — в которой используются 2 цвета, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Например – синий и оранжевый. Эта цветовая схема является одной из самых простых, понятных и популярных. У двух выбранных цветов мы также берем их градации по светлоте и насыщенности. Такие сочетания всегда создают яркий контраст, и их часто применяют для акцентов и выделения важных элементов композиции.
Работа художника quanyi сочетает в себе синий и оранжевый цвета.
Триадная палитра — использование трех цветов, равноудаленных на цветовом круге. Это сочетание обычно дает сбалансированные, но яркие композиции.
Триадная гармония желтого, красного и синего в работе художника Дмитрия Жилинского
Тетрадная палитра — используются четыре цвета, которые образуют два комплекта комплементарных цветов. Это более сложная палитра, которая может быть использована для создания композиций, где важен и контраст, и баланс. Подходит для создания сложных и многослойных дизайнов с ярким и насыщенным наполнением.
Работа современного художника Джеймса Джина
Раздельно-комплиментарная палитра (сплит-комплиментарная) — Это разновидность комплементарной палитры, где вместо одного цвета используется два соседних цвета от противоположного в цветовой палитре. Это создаёт контраст, но не такой резкий, как при использовании прямых комплиментарных цветов, без чрезмерной яркости или напряженности. Подходит для более мягких и гармоничных решений с элементами контраста. Ключ к эффективному использованию этой палитры – выбрать доминирующий цвет, а два других использовать в качестве акцента и поддержки.
Работа художника Уильяма Тернера. Оранжевый цвет главенствует, синий и зеленый выступают поддержкой, создавая гармонию.
Основные принципы психологии цвета
Эмоциональное воздействие
Каждый цвет вызывает у человека определенные эмоции и ассоциации. Например, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) часто связаны с активностью, энергией и возбуждением, тогда как холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) могут вызывать чувство спокойствия, расслабления и умиротворения.
Яркость и насыщенность цвета также играют роль: ярко-красный может вызывать чувство страха или волнения, в то время как темно-красный может ассоциироваться с роскошью и элегантностью.
Влияние на восприятие времени
Удивительно, но цвета могут влиять и на наше на восприятие времени. Например, теплые и яркие цвета могут создать ощущение, что время летит быстрее, в то время как более холодные, спокойные оттенки замедляют восприятие времени и создают ощущение длительности. Может поэтому лето пролетает так быстро, а зима кажется такой долгой?
Контекст и сочетание цветов
Влияние цвета может изменяться в зависимости от контекста и его сочетания с другими цветами. Например, зеленый цвет может быть связан с природой, спокойствием, но если его сочетать с желтым или оранжевым, он может стать более энергичным и активным. Яркий салатовый цвет часто ассоциируется с чем-то токсичным, заметьте, если мы окрасим содержимое какого-нибудь бутылька в зеленый цвет – оно непременно будет ассоциироваться с ядом и отравлением.
Культурные различия в восприятии цветов
Вы еще не сломались от цветовых теорий, палитр и особенностей? Тогда мы идем дальше и поговорим о значении цвета в разных культурах. В западной культуре цвета часто воспринимаются с точки зрения эмоций и психологического воздействия, а в восточных культурах цветовые символы часто имеют более глубокие исторические и философские корни. Культурные различия в восприятии цвета — это важный аспект, который оказывает влияние на наши эмоции, поведение и восприятие окружающего мира. Понимание этих различий важно при разработке международных проектов, рекламных кампаний или дизайнерских решений, связанных с культурными особенностями разных народов.
Цвета, которые для одной культуры могут символизировать радость и процветание, для другой могут быть связаны с горем или опасностью. Учитывая эти факторы можно создать более интересные визуальные решения, избегая недопонимания или негативных ассоциаций. Ниже приведем сравнение восприятия разных цветов в Западной и Восточной культурах.
Красный цвет
В большинстве западных стран красный ассоциируется с любовью, страстью, энергией и даже опасностью. Он символизирует как положительные, так и отрицательные эмоции. Например, красный часто используется на Дне святого Валентина для выражения любви, но в тоже время — для обозначения опасности (красные сигналы светофора).
В китайской культуре красный — это цвет удачи, благополучия и процветания. Он активно используется на свадьбах и в праздниках, таких как Китайский Новый год, и ассоциируется с благоприятными событиями.
В Индии красный символизирует силу, богатство и свадебную благословенность. Это один из традиционных цветов свадебных нарядов невесты. Он также может быть связан с религиозными символами и праздниками.
Свадебное сари в Индии
Белый цвет
В западной культуре белый традиционно ассоциируется с чистотой, невинностью и миром. Это также популярный цвет для свадебных платьев, символизирующий чистоту и новое начало.
В странах Востока белый цвет часто ассоциируется с трауром и смертью. Белые одежды могут носить на похоронах, и белый цвет является символом скорби и утраты. Вдовы в Индии носят во время траура белое платье.
Белый свадебный наряд, характерный для западной культуры
Черный цвет
В западных странах черный часто ассоциируется с элегантностью, формальностью и властью (например, черный костюм или вечернее платье). Однако черный также связан с трауром и смертью и используется на похоронах.
В Китае черный цвет может символизировать защиту, скрытность и силу, но он также связан с отрицательными аспектами смерти и зла.
Индийская культура воспринимает черный как плохой цвет, ассоциирующийся с неудачей или злой энергией. На свадебных церемониях черный цвет избегают, так как он может предвещать несчастье.
Черный цвет в одеждах скрытных и загадочных воинов ниндзя
Желтый цвет
Желтый цвет на западе обычно ассоциируется с радостью, оптимизмом и солнцем. Он вызывает положительные эмоции и является цветом счастья. Однако ярко-желтые оттенки могут быть связаны с предостережениями или опасностью (например, желтые предупреждающие знаки).
Желтый был традиционно императорским цветом в Китае и символизировал власть, богатство и почет. Он был связан с императорской семьей и использовался в одежде и архитектуре.
В Индии желтый ассоциируется с духовностью, священностью и богатством. Это цвет, который носится на многих религиозных праздниках и является важным в индуистской культуре.
Хуан-ди, чье имя также переводится как Жёлтый император – легендарный правитель Китая и мифический персонаж
Зеленый цвет
В западных странах зеленый часто ассоциируется с природой, здоровьем и свежестью. Он также может символизировать рост и восстановление. Более насыщенные, “кислотные” зеленые цвета часто ассоциируют с ядами и токсинами.
В Китае зеленый традиционно ассоциируется с процветанием, удачей и гармонией. Этот цвет используется для того, чтобы привлечь удачу, особенно в сочетании с красным.
В Индии зеленый символизирует природу, богатство, здоровье и свежесть. Это также цвет, который связывают с исламской культурой, где зеленый считается священным цветом.
Содержимое бутылька с ядом непременно будет окрашено в зеленый цвет (хотя реальные яды и токсины зачастую бесцветны)
Синий цвет
Синий традиционно ассоциируется с миром, спокойствием и надежностью. Это цвет, который вызывает ощущение стабильности и доверия. В бизнесе синий цвет используется для брендов, которые хотят продемонстрировать свою надежность.
Китайская культура также ассоциирует синий с миром, но в некоторых случаях может быть связан с печалью.
В Индии синий цвет имеет религиозное значение, особенно в контексте индуизма. Это цвет бога Кришны и символизирует божественную силу и защиту.
Кришна – одно из наиболее популярных индуистских божеств
Фиолетовый цвет
В западной культуре фиолетовый ассоциируется с роскошью, королевской властью и элегантностью.
В Китае фиолетовый может ассоциироваться с духовностью, а в некоторых случаях с загробной жизнью и смертью. Однако он также считается цветом для религиозных ритуалов. В Индии фиолетовый цвет имеет схожие ассоциации с духовностью и мистицизмом, символизируя высшие уровни сознания и мистическую силу
Король Великобритании Георг IV в фиолетовом одеянии, работа художника Джеральда Келли
Цвет – невероятно многообразное и интереснейшее явление. Он является постоянным спутником, верным другом, но одновременно сложной и запутанной головоломкой для художника. Взаимодействие с цветом, изучение особенностей и тонкостей цветовых сочетаний – неотъемлемая часть нашей профессии. Надеемся, что наша статья раскрыла для вас несколько секретов работы с цветом. Еще глубже в познание его тайн мы погружаемся на курсах Цифровой живописи.
Не бойтесь смелых экспериментов и дерзких цветовых сочетаний! И да прибудет с вами скилл 😉