ЗИМНИЙ АРТ-БУМ

Скидки до 35% и ценные подарки

Подробнее
Корзина
Выбранные курсы

Текущая скидка: 0%

Добавьте 1 курс в корзину, чтобы получить скидку в 10%

Корзина пуста.

Скидка
-0
Кэшбек
+0
Цена без скидки
Вся сумма
0

Основы теории цвета

27 декабря 2024

 

Немного об истории. Древняя философия и первые теории

 

Так исторически сложилось, что мы с вами особые любители цвета, он проник в нашу жизнь и стал неотъемлемой его частью. Цвет – друг человека! Особенно друг дизайнера и художника. Теория цвета — это область знаний, которая изучает восприятие цвета, его взаимодействие с другими цветами и влияние на эмоциональное состояние человека. В течение столетий ученые и художники стремились понять, как цвета влияют на наше восприятие мира и как правильно их сочетать. В этой статье мы с вами будем разбираться с особенностями нашего цветного друга, включая историю, ключевые термины, цветовые палитры, психологию цвета и культурные различия в восприятии.

 

Немного об истории. Древняя философия и первые теории

 

 Афинская школа. Работа Рафаэля Санти  
Афинская школа. Работа Рафаэля Санти

 

Первые философские концепции цвета появились в Древней Греции. Например, Пифагор предполагал, что цвет связан с физическими свойствами света и материи. Аристотель, полагал, что цвет — это результат воздействия света на объекты и их способность отражать свет. Он разделил цвета на «естественные» и «искусственные», считая, что некоторые цвета являются результатом смешения элементов, таких как воздух, вода, земля и огонь. Истинная магия, друзья! Долгое время подобные теории насчет цвета воспринимались мистическим явлениями и повелением богов.

 

Средние века и Эпоха Возрождения

В Средние века и эпоху Возрождения цвет продолжал изучаться в рамках философии и искусства. Ох уж эти философы, напридумывают теорий и гипотез, а нам потом разбираться… Однако в их подходе было много дельных идей, объясняющих специфику цвета в контексте живописи и декоративных искусств. Многие художники, среди которых был Леонардо да Винчи, активно исследовали, как свет и тени влияют на восприятие цветов. Например, в своих работах он акцентировал внимание влиянии окружающей среды и источников света на изменение восприятия того или иного оттенка. В период Ренессанса акцент исследований цвета сместился больше в  сторону эмоционального влияния цвета на восприятие зрителя.

 

XVII и XVIII века: начало экспериментов

Звездный час теории цвета настал в 18 веке: Исаак Ньютон, занимаясь исследованиями света, сделал одно из важнейших открытий в истории колористики. В 1704 году Ньютон опубликовал свой труд “Оптика”, в котором он объяснил разложение белого света на спектр цветов. Он провел знаменитый эксперимент, пропустив свет через призму и разложив его на семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это открытие стало основой для дальнейших исследований в области теории цвета и понимания его физической природы. Ньютон также ввел понятие «цветового круга», который стал важнейшим инструментом в дальнейшем изучении цвета и его смешивания. Мы до сих пор используем его в качестве колористической шпаргалки на занятиях по живописи 🙂

 

XIX век: систематизация и развитие

С развитием науки в XIX веке ученые начали систематизировать знания о смешивании и восприятии цветов. Одним из важных этапов стал вклад французского химика и художника Огюста Шевреля. Он ввел концепцию “контраста” и “оптического эффекта”, демонстрирующего, как соседние цвета могут усиливать друг друга или создавать разные визуальные эффекты в зависимости от их расположения. А его теория “смешения красок” раскрыла цвет с новой стороны. Мы плавно подкрадываемся все ближе и ближе к нашему веку. В конце XIX века начали развиваться первые цветовые модели, а исследования учёных физиков раскрыли связь между цветами и физическими явлениями. Вы знали, что от длины волны света зависит цвет? Самой короткой волне соответствует красный цвет, а самой длинной – жёлтый. Ну теперь то цветоведение не кажется нам полным магических необъяснимых явлений.

 

Цветовой круг Огюста Шевреля
Цветовой круг Огюста Шевреля

 

XX век: Колористика и цветоведение как отдельные науки

В XX веке цвет стал рассматриваться не только с точки зрения физики, но и психологии, искусства и дизайна. Появились новые дисциплины:колористика и цветоведение. Колористика, фокусируется на теории и практике использования цвета в искусстве и дизайне. Основные работы в этой области были связаны с формированием цветовых палитр, цветовыми гармониями и применением цвета в композиции. Важные работы по колористике были выполнены художниками- теоретиками Йоханнесом Иттеном и Василием Кандинским, которые разработали теории применения цвета в искусстве и обучении живописи. Цветоведение, в свою очередь, связано с научными исследованиями восприятия цвета человеком, его физиологическими и психологическими аспектами. Цветоведение стало самостоятельной дисциплиной в рамках психологии и нейронаук, особенно с развитием когнитивной психологии и нейрофизиологии.

 

Современность: Цветоведение как междисциплинарная наука

Сегодня колористика и цветоведение продолжают развиваться и применяются не только в искусстве, но и в  маркетинге, рекламе, веб-дизайне, моде, а также в психологии и нейробиологии. С развитием технологий (цифровая графика и компьютерное моделирование цвет) эти науки становятся еще более важными для понимания того, как цвет влияет на восприятие, настроение и поведение человека. Цвет обсуждали и философы, и психологи, и химики, и физики на протяжении долгих лет человеческой истории. Ну а теперь пришла и наша очередь обсуждать его, очередь художников!

 

Основные термины

 

Вы наверняка слышали про цветовой тон, насыщенность и яркость. А вы знали, что у цветов есть и своя температура? Это важные для понимания цвета параметры, без них никакую живопись не написать. Ранее мы уже разобрали эти термины подробнее – в этой статье, рекомендуем ознакомиться. А пока двинемся дальше 🙂

 

Теория цвета и основы композиции

 

Теория цвета и основы композиции тесно связаны друг с другом. Теория цвета помогает понять, как различные оттенки, их сочетания и контрасты могут влиять на восприятие зрителя и эмоции, а основы композиции определяют, как элементы, включая цвет, взаимодействуют и располагаются в пространстве.

 

Цвет как элемент гармонии и контраста. Одной из ключевых задач композиции является создание визуальной гармонии. Гармония в композиции достигается с помощью аналогичных цветов (цветов, расположенных рядом на цветовом круге). Например, сочетание оттенков синего, зеленого и голубого создаст спокойную и умиротворенную атмосферу.

 

Теория цвета и основы композиции
Спокойствие холодных оттенков в работе художника
Artem Chebokha



Контраста можно достичь с помощью комплиментарных цветов (цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, например, красный и зеленый). Такой контраст привлекает внимание и создает динамичное ощущение в композиции.

Триадные цвета (три равномерно расположенных цвета на цветовом круге, например, красный, синий и желтый) создают сбалансированную, но яркую композицию.

Очень важно и правильно расставить акценты, чтобы привлечь внимание зрителя к ключевым элементам, поддержать точку фокуса или создать ритм. Цвет в этом случае играет важную роль. Например, яркий, насыщенный цвет на фоне более нейтральных или спокойных оттенков будет служить визуальным акцентом.

 

Красный цветовой акцент, работа Petter Faustino

Красный цветовой акцент, работа Petter Faustino



Теплые и холодные цвета могут быть использованы для того, чтобы выделить объекты или зоны в композиции. А еще, работая с температурой цвета мы можем разграничивать планы композиции, создавать эффект глубины и пространства. Холодные оттенки обычно ассоциируются с дальним планом и создают ощущение удаленности и воздушности, а контрастные, активные тона и теплые оттенки воспринимаются как элементы, которые находятся ближе к зрителю.

В композиции важное место занимают цветовые палитры. Они играют ключевую роль в создании определенной атмосферы и настроения. Таких палитр, или как еще называют – цветовых схем – великое множество, мы рассмотрим несколько основных из них.

 

В композиции важное место занимают цветовые палитры

 

Монохромная палитра — это использование одного цвета, градаций его яркости и насыщенности. Такая палитра часто используется в минималистичных композициях.

 

Работа куратора Марины Перегуд, выполненная в монохромной гамме

Работа куратора Марины Перегуд, выполненная в монохромной гамме



Аналоговая палитра — в такой палитре используются 3 цвета, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Чуть сложнее монохрома и дает большую вариативность. Ведь у нас не просто три цвета, но и их оттенки, разная насыщенность и яркость. Такая палитра создает плавные переходы и гармоничные, мягкие сочетания.

 

Работа художника Sylvain Sarrailh. Используются зеленый, желтый и оранжевый цвет.

Работа художника Sylvain Sarrailh. Используются зеленый, желтый и оранжевый цвет.



Комплиментарная палитра — в которой используются 2 цвета, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Например – синий и оранжевый. Эта цветовая схема является одной из самых простых, понятных и популярных. У двух выбранных цветов мы также берем их градации по светлоте и насыщенности. Такие сочетания всегда создают яркий контраст, и их часто применяют для акцентов и выделения важных элементов композиции.

 

Работа художника quanyi сочетает в себе синий и оранжевый цвета.

Работа художника quanyi сочетает в себе синий и оранжевый цвета.



Триадная палитра — использование трех цветов, равноудаленных на цветовом круге. Это сочетание обычно дает сбалансированные, но яркие композиции.

 

Триадная гармония желтого, красного и синего в работе художника Дмитрия Жилинского

Триадная гармония желтого, красного и синего в работе художника Дмитрия Жилинского



Тетрадная палитра — используются четыре цвета, которые образуют два комплекта комплементарных цветов. Это более сложная палитра, которая может быть использована для создания композиций, где важен и контраст, и баланс. Подходит для создания сложных и многослойных дизайнов с ярким и насыщенным наполнением.

 

Работа современного художника Джеймса Джина

Работа современного художника Джеймса Джина

 

Раздельно-комплиментарная палитра (сплит-комплиментарная) — Это разновидность комплементарной палитры, где вместо одного цвета используется два соседних цвета от противоположного в цветовой палитре. Это создаёт контраст, но не такой резкий, как при использовании прямых комплиментарных цветов, без чрезмерной яркости или напряженности. Подходит для более мягких и гармоничных решений с элементами контраста. Ключ к эффективному использованию этой палитры – выбрать доминирующий цвет, а два других использовать в качестве акцента и поддержки.

 

Работа художника Уильяма Тернера. Оранжевый цвет главенствует, синий и зеленый выступают поддержкой, создавая гармонию.

Работа художника Уильяма Тернера. Оранжевый цвет главенствует, синий и зеленый выступают поддержкой, создавая гармонию.

 

Основные принципы психологии цвета

 

Эмоциональное воздействие

Каждый цвет вызывает у человека определенные эмоции и ассоциации. Например, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) часто связаны с активностью, энергией и возбуждением, тогда как холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) могут вызывать чувство спокойствия, расслабления и умиротворения.

Яркость и насыщенность цвета также играют роль: ярко-красный может вызывать чувство страха или волнения, в то время как темно-красный может ассоциироваться с роскошью и элегантностью.

 

Влияние на восприятие времени

Удивительно, но цвета могут влиять и на наше на восприятие времени. Например, теплые и яркие цвета могут создать ощущение, что время летит быстрее, в то время как более холодные, спокойные оттенки замедляют восприятие времени и создают ощущение длительности. Может поэтому лето пролетает так быстро, а зима кажется такой долгой?

 

Контекст и сочетание цветов

Влияние цвета может изменяться в зависимости от контекста и его сочетания с другими цветами. Например, зеленый цвет может быть связан с природой, спокойствием, но если его сочетать с желтым или оранжевым, он может стать более энергичным и активным. Яркий салатовый цвет часто ассоциируется с чем-то токсичным, заметьте, если мы окрасим содержимое какого-нибудь бутылька в зеленый цвет – оно непременно будет ассоциироваться с ядом и отравлением.

 

Культурные различия в восприятии цветов

 

Вы еще не сломались от цветовых теорий, палитр и особенностей? Тогда мы идем дальше и поговорим о значении цвета в разных культурах. В западной культуре цвета часто воспринимаются с точки зрения эмоций и психологического воздействия, а в восточных культурах цветовые символы часто имеют более глубокие исторические и философские корни. Культурные различия в восприятии цвета — это важный аспект, который оказывает влияние на наши эмоции, поведение и восприятие окружающего мира. Понимание этих различий важно при разработке международных проектов, рекламных кампаний или дизайнерских решений, связанных с культурными особенностями разных народов.

Цвета, которые для одной культуры могут символизировать радость и процветание, для другой могут быть связаны с горем или опасностью. Учитывая эти факторы можно создать более интересные визуальные решения, избегая недопонимания или негативных ассоциаций. Ниже приведем сравнение восприятия разных цветов в Западной и Восточной культурах.


Красный цвет

В большинстве западных стран красный ассоциируется с любовью, страстью, энергией и даже опасностью. Он символизирует как положительные, так и отрицательные эмоции. Например, красный часто используется на Дне святого Валентина для выражения любви, но в тоже время — для обозначения опасности (красные сигналы светофора).

В китайской культуре красный — это цвет удачи, благополучия и процветания. Он активно используется на свадьбах и в праздниках, таких как Китайский Новый год, и ассоциируется с благоприятными событиями.

В Индии красный символизирует силу, богатство и свадебную благословенность. Это один из традиционных цветов свадебных нарядов невесты. Он также может быть связан с религиозными символами и праздниками.

 

Свадебное сари в Индии

Свадебное сари в Индии

 

Белый цвет

В западной культуре белый  традиционно ассоциируется с чистотой, невинностью и миром. Это также популярный цвет для свадебных платьев, символизирующий чистоту и новое начало.
В странах Востока белый цвет часто ассоциируется с трауром и смертью. Белые одежды могут носить на похоронах, и белый цвет является символом скорби и утраты. Вдовы в Индии носят во время траура белое платье.

 

Белый свадебный наряд, характерный для западной культурыБелый свадебный наряд, характерный для западной культуры



Черный цвет

В западных странах черный часто ассоциируется с элегантностью, формальностью и властью (например, черный костюм или вечернее платье). Однако черный также связан с трауром и смертью и используется на похоронах.

В Китае черный цвет может символизировать защиту, скрытность и силу, но он также связан с отрицательными аспектами смерти и зла.
Индийская культура воспринимает черный как плохой цвет, ассоциирующийся с неудачей или злой энергией. На свадебных церемониях черный цвет избегают, так как он может предвещать несчастье.

 

Черный цвет в одеждах скрытных и загадочных воинов ниндзя

Черный цвет в одеждах скрытных и загадочных воинов ниндзя

 

Желтый цвет

Желтый цвет на западе обычно ассоциируется с радостью, оптимизмом и солнцем. Он вызывает положительные эмоции и является цветом счастья. Однако ярко-желтые оттенки могут быть связаны с предостережениями или опасностью (например, желтые предупреждающие знаки).

Желтый был традиционно императорским цветом в Китае и символизировал власть, богатство и почет. Он был связан с императорской семьей и использовался в одежде и архитектуре.
В Индии желтый ассоциируется с духовностью, священностью и богатством. Это цвет, который носится на многих религиозных праздниках и является важным в индуистской культуре.

 

Хуан-ди, чье имя также переводится как Жёлтый император - легендарный правитель Китая и мифический персонаж

Хуан-ди, чье имя также переводится как Жёлтый император – легендарный правитель Китая и мифический персонаж

 

Зеленый цвет

В западных странах зеленый часто ассоциируется с природой, здоровьем и свежестью. Он также может символизировать рост и восстановление. Более насыщенные, “кислотные” зеленые цвета часто ассоциируют с ядами и токсинами.

В Китае зеленый традиционно ассоциируется с процветанием, удачей и гармонией. Этот цвет используется для того, чтобы привлечь удачу, особенно в сочетании с красным.

В Индии зеленый символизирует природу, богатство, здоровье и свежесть. Это также цвет, который связывают с исламской культурой, где зеленый считается священным цветом.

 

Содержимое бутылька с ядом непременно будет окрашено в зеленый цвет (хотя реальные яды и токсины зачастую бесцветны)

Содержимое бутылька с ядом непременно будет окрашено в зеленый цвет (хотя реальные яды и токсины зачастую бесцветны)

 

Синий цвет

Синий традиционно ассоциируется с миром, спокойствием и надежностью. Это цвет, который вызывает ощущение стабильности и доверия. В бизнесе синий цвет используется для брендов, которые хотят продемонстрировать свою надежность.

Китайская культура также ассоциирует синий с миром, но в некоторых случаях может быть связан с печалью.

В Индии синий цвет имеет религиозное значение, особенно в контексте индуизма. Это цвет бога Кришны и символизирует божественную силу и защиту.

 

Кришна - одно из наиболее популярных индуистских божеств

Кришна – одно из наиболее популярных индуистских божеств

 

Фиолетовый цвет

В западной культуре фиолетовый ассоциируется с роскошью, королевской властью и элегантностью.

В Китае фиолетовый может ассоциироваться с духовностью, а в некоторых случаях с загробной жизнью и смертью. Однако он также считается цветом для религиозных ритуалов. В Индии фиолетовый цвет имеет схожие ассоциации с духовностью и мистицизмом, символизируя высшие уровни сознания и мистическую силу

 

Король Великобритании Георг IV в фиолетовом одеянии, работа художника Джеральда Келли

Король Великобритании Георг IV в фиолетовом одеянии, работа художника Джеральда Келли

 

Цвет – невероятно многообразное и интереснейшее явление. Он является постоянным спутником, верным другом, но одновременно сложной и запутанной головоломкой для художника. Взаимодействие с цветом, изучение особенностей и тонкостей цветовых сочетаний – неотъемлемая часть нашей профессии. Надеемся, что наша статья раскрыла для вас несколько секретов работы с цветом. Еще глубже в познание его тайн мы погружаемся на курсах Цифровой живописи.

 

Не бойтесь смелых экспериментов и дерзких цветовых сочетаний! И да прибудет  с вами скилл 😉

Бесплатные курсы с куратором