Однажды, в 18 веке во Франции художник взял карандаш, бумагу, планшет, мольберт и начал рисовать картину, не держав до этого ни разу в своей жизни карандаша в руке. Руки модели получились длинной до пяток, шкаф размером с горошину, одна нога короче другой, а кружка с кофе стала высотой с дом. Он выставил свою работу на всемирно известном аукционе. И… больше его никто и никогда не видел. Поскольку он не знал о пропорциях, как их искать и как изображать и пошел их изучать. А звали этого художника, конечно же, неизвестно как. Ведь это шутка! Но тем не менее для художников важно знать что такое пропории и как их применять.
Пропорции в рисунке
Пропорции – это соотношение размеров элементов объекта между друг другом или соотношение элементов к целому. Они отображают своеобразие и особенности предметов, людей, животных, архитектуры. Самая простая пропорция – это отношение ширины к высоте. Или можно измерить высоту одного предмета по отношению к другому. Приведем пример: на натюрморте студента Михаила Трусова отметим высоту перчика, высоту кубика и ширину грани. Отношение высоты овоща и куба, ширины выступа куба к его высоте и будет пропорцией.
Благодаря им рисунок выглядит убедительным и сомасшабным. А если не измерять предметы и не сравнивать их парметры, то можно создать карикатурную картинку, где перцы будут размером с гипсовый куб, что нарушит их реальные размеры. Проще всего тренироваться искать пропорции на обычных предметах: посуде или мебели. Они имееют прямые геометрические силуэты. Но чем же их имерять?
Как мерить карандашом пропорции в рисунке
Метод 1
В обычной жизни мы можем взять линейку и измерить в сантиметрах или дюймах ножку стола. Так и в рисунке нам нужна свой линейка. И этой линейкой становится карандаш. На самом деле можно взять палочку для суши, кисточку, шпильку, любую тросточку, главное, чтобы она была ровная, без изгибов и ответвлений.
Возьмем прямоугольник, измеряем его высоту.
- 1 Шаг – прикладываем карандаш к объекту и смотрим, сколько раз длинна крандаша уместиться в высоте прямоугольника. Получилось примерно 1,7 карнадашей.
- 2 Шаг – прикладываем карандаш к ширине прямоугольника. Ширина короче карандаша, зажимаем пальцем карандаш та,. где у нас закончился прмоугольник. Назовем эту длинну “a” и отметим бирюзовым цветом для наглядности. А затем ее же отмеряем по высоте. Ширина короче высоты и умещается 2,8 раз в высоту прямоугольника.
- 3 Шаг – а теперь переносим эти измерения к себе на лист и получаем прямоугольник с такими же пропорциями, как у оригинала. а также мы узнали соотношение ширины к высоте. Ширина короче высоты и помещается в нее примерно 2,7 раз.
Метод 2
Такое измерение пропорций подходит для небольших предметов, которые физически возможно измерить длинной карандаша. А если предмет большой, к примеру дом, то используем другой метод.
- 1 Шаг – берем все тот же карандаши зажимаем его в кулаке так, чтобы большой палец перекрывал ствол карндаша. Вытягиваем руку и ни в коем случае не сгибаем в локте. Так все измерения будут проходить в одинаковых условиях и проделываем те же манипуляции, что и с прямоугольником.
- 2 Шаг – И переносим пропорции на лист. Некоторые высоты не получится замерить всей длинной карандаша, поэтому перемещая руку, запоминаем, где закончился грифель на объекте (у нас это уровень третьего окошка) и от этой метки замеряем остаток от стены.
- 3 Шаг – сложив все три отмеренных отрезка мы получим высоту дома, а также высоту треугольного фронтона и стены до него.
Разница этих двух методов только в постановке руки и карандаша в пространстве.
Пропорции предметов в рисунке
Возьмем для анализа предмет мебели – табуретку и разберем на ее примере как находить пропорции в предметах. Автор зарисовки: студентка Дарья Костомарова. Табуретка достаточна лаконична для исследования, но и наполена деталями.
- Прежде всего рассматриваем объект и отмечаем важные составляющие: ножки, сидушка, доски-полочки у основания. А также анализируем симметричный у нас объект или нет. В нашем случае табуретка симметрична, у нее все 4 стороны одинаковые.
- Дополнительными линиями продолжим направляющие вдоль этих элементов. Отметим несомую часть табуретки и несущую: сидушку и ножки. Соотнесем длины этих деталей друг с другом и получим пропорцию: высота сидушки умещается в высоту ножки примерно 4 раза.
Продолжаем искать пропорции в нижней части табуретки. Так как мы увидели, что она состоит из нескольких элементов, то отметим высоты доски, пустоты, полочки и ножки. Сравнивая меньшие высоты с самой большой, получаем вот такие пропорции:
- высота пустоты помещается пимерно 1,9 раза в высоту ножки
- высота полочки помещается примерно 2,2 раза в высоту ножки
- высота доски 6 раз укладывается в высоту ножки
А теперь найдем пропорции ширины ножки, полочки и выступающей части сидушки друг к другу. Точно также проводим дополнительные линии, дублирующие движения краев деталей табуретки. Измеряем маленькие ширины к смой большой – полочке между ножками. Получаем такие пропорции:
- ширина ножки помещается 2,5 раза в щирину полочки
- ширина выступа помещается 4,5 раза в ширину полочки.
Так можно измерять пропорции деталей друг к дружке не только у мебели, но и у машин, растений, архитектуры и человеческого тела.
Пропорции фигуры человека в рисунке
Давным-давно во времена Древней Греции скульптор Поликлет обнаружил систему пропорций человеческого тела, которой мы до сих пор пользуемся. Рассмотрим основные пропорциональные соотношения нашего тела. Человеческая голова – жетская стабильная конструция, которая не вытягивается, не гнется, а потому ее и взяли для нахождения пропорций в теле. В высоту человеческого тела с опорой на две ноги голова умещается 8 раз – 1. А в позиции контрапоста (или иными словами с опорой на одну ногу) голова помещается 7,5 раз.
Автор: Азат Нургалеев
Посмотрим на первую фигуру: относительно головы также удобно мерять ширину плеч и таза. Высота головы дважды помещается в высоту плеч. А вот ширина таза – вещь сугубо уникальная у каждого человека. Однако ее удобно измерять той же высотой головы, и у данной девушки она тоже дважды помещается в ширину бедер. А тепер посмотрим на вторую фигуру и сравним ширину плеч и ширину бедер, так как они могут иметь разные объемы или быть равными. Для них не существует бесспорного коэффициента, их нужно сопоставлять ситуативно. У девушек зачастую ширина бедер больше ширины плеч, а у мужчин наоборот. Как и у нашей мадмуазели, плечи оказались уже бедер на небольшую разницу.
Следующая пропорция о которой необходимо знать каждому рисовальщику – это центр фигуры. Если поделить вертикальную ось пополам, то мы попадем в центр лобковой области, которая и явялется центром фигуры. У фигуры с двумя точками опоры в верхнюю половину оси тела и нижнюю помещается по 4 головы. У фигуры в позиции контрапоста происходит небольшое смещение тих пропорций.
Если нижнюю часть тела поделить пополам, то мы попадем в коленный сустав – 2. А опущенная вниз рука коснется середины бедра -1. Две противоположные друг другу конечности также имеют некоторое сходство. И да, мы говорим о голове и ступне: высота головы равна длинне ступни от пятки до краешка пальцев. Могло показаться, что ладошка обделена подобной пропорцией, но и она имеет некоторую закономерность размеров с головой: помещается от краешка подбородка до середины лба.
Этими основными пропорциями пользуются многие художники, чтобы создавать наброски, длительные штудии, долгие листы со сложным рендером и даже иллюстрации.
Прекрасную мадмуазель, которую мы с вами исследовали, рисовал Азат Нургалеев – основатель школы Skills Up Schhool вместе со студентами на курсе “Фигура Человека”. Если вам всегда хотелось понять, как устроен человек, какие пропорции необходимо соблюдать для создания убедительной фигуры, как использовать штриховку и передавать объем, то этот курс даст вам огромный блок полезной информации и поможет научиться рисовать человека. Такого сложного, но в то же время такого простого.
Ну а мы идем дальше и поговорим о прорциях важного элемента человека – головы. Ведь она выполняет самую ответственну роль организма – она кушает!
Рисунок лица в пропорциях
Мы только что с вами посмотрели, что всему голова. И это оказалась голова, от нее начинаются все измерения тела. А теперь рассмотрим ее поподробнее, ведь на ней столько деталей! Глаза, уши, нос, рот, скулы, волосы не бросил на нее случайным взмахом руки какой-то сейятель. Во всем есть закономерность. Возьмем за основу рисунок студента Никиты Петрова. Проведем вертикальную ось спереде лицевой маски и по боковой поверхности. Сбоку лица эта ось будет центром головы. А спереди мы найдем еще три величины. отмечаем край роста волос. От точки роста волос до подбородка ось можно поделить на 3 равные части: от края роста волос до бровей, от бровей до основания носа и от основания носа до подбородка. Очень кстати ухо оказывается зарифмовано с центральной третью лица.
Ширина глаза дважы умещается в высоту носа от основания хрящика до перелома переносицы -1. А уголки губ в спокойном состоянии находятся на одном горизонтальном уровне с уголками челюстей -1. При условии, что мы смотрим на человека фронтально, а не в сильном ракурсе. Также уголки губ находятся на одной вертикали с центром глаза -2. Если бы наш персонаж смотрел прямо перед собой, то мы бы увидели, как ось уголков губ зарифмовалась с центром зрачков. Но это еще не все: уровень глаз является серединой высоты головы от макушки (где проходит вечнечный шов) до подбородка -2.А слуховое отверстие располагается рядом с этой линией.
Не только высота носа, но и ширина носа пропорциональная ширине глаза. От края левого крыла носа до правого ширина носа равна ширине глаза от слезнячка до уголка век -3. Голова существует пространстве не сама по себе, она прикреплена к телу шеей. И мы снова обнаруживаем пропорцию двух высот: треть лица примерно равна высоте шеи от подбородка до яремной ямки – 4. Яремная ямка – это небольшая округлая впадинка между двумя ключицами.
Все внешнее убранство головы: его рельефы носа, холмы век, изгибы скул, абрис ушных раковин – все зависит от внутренней конструкции, то есть от скелета. Ибо кость – основа и прима-балерина в анатомичном мире. Поэтому предлагаем посмотреть полезный видео-урок о том, как рисовать череп на канале нашей школы:
Пропорции ребенка в рисунке
Детское тело все время растет и все время меняется. Чем старше ребенок становится, тем ближе пропорции его тела становятся к телу взрослого. Фрэнсис Типтон Хантер часто рисовал иллюстрации с детьми. Его можно назвать гуру детских пропорций, давайте же заглянем на одну из его иллюстраций и разберемся, чем отличаются пропорции детского тела от взрослого. Ну и почему бы не добавить к сравнению третийского судью? Возьмем и второй референс для изучения – Купидона кисти Адольфа Вильяма Бугро. В основе любой живописи всегда лежит рисунок, поэтому мы можем смело изучать живописные полотна для нужд рисовальщика.
Слева два мальчугана помладше, а справа Купидон постарше. Рассмотрим, какое соотношение имеет голова с высотой тела у детей приблизительно 5-тилетнего и 9-ти летнего возраста. У мальчика слева голова укладывается 5 раз в высоту тела, центр фигуры смещен ближе к пупку. У купидона же высота тела кратна приблизительно 5,8 головам а центр тела опускается в область нижнего пресса. А если Купидончик распрямится и встанет ровно, то скорее всего его голова поместится в тело все полные 6 раз. Таким образом, мы можем отследить постепенное приближение пропорции головы и тела ребенка ко взрослому состоянию.
Попробуем сравнить ширину плеч и таза с головой. Если у взрослого человека ширина плеч зачастую равна двум высотам головы, то у детей плечи уже, голова помещается полностью только 1 раз. То же самое происходит и с тазом: у девушки выше мы обнаружили похожую пропорцию, такую же как соотношения головы с плечами. А у наших мальчуганов голова явно крупнее всех остальных отделов тела: ширина таза равна высоте головы.
Не забываем про кисти и ступни и также сравним их с размером головы. И это повод для того, чтобы ввести в сюжет нашей статьи нового персонажа – художника Кароль Витковского. Учится у старых мастеров – одна из самых прекрасных вещей для рисовальщика. Стопа ребенка практически умещается в высоту головы, а длинна ладошки равна расстоянию от подбородка до линии бровей.
Как соблюдать пропорции в рисунке
Казалось бы, все очень просто: нормально рисуй – нормально будет. Но мы знаем, что это не так и поэтому собрали для вас 5 советов о том, как соблюдать пропорции в рисовании:
- Измеряйте объекты
Всегда приступая к рисованию любого листа ( наброска, этюда, длительного рисунка ) используйте метод сравнения ширины к высоте, длинны к длинне, диагонали к диагонали. Ну или любой другой последовательности. Так вы точно не ошибетесь и будете рисовать пропорциональные рисунки. Переживайте за пропорциональные отношения больше, чем за личные, ведь они основа основ!
- Развивайте глазомер
Главное – научить глаз точно определять пропорции. Регулярная тренировка помогает быстрее освоить этот навык. Попробуйте встать напротив комода и прикинуть на глаз, сколько раз его высота поместится в ширину. А сколько раз высота дверки поместится в ширину? Затем измеряйте его с помощью карандаша или шпильки на вытянутую руку и сравните результаты. Устраивайте себе почаще подобную контрольную.
- Придерживайтесь выбранной стратегии
В любой системе измерений существует измерительный модуль. К примеру, сантиметр или дюйм, литр или кав. По такой же системе мы смогли найти пропорциональные отношения в человеческом теле с помощью головы. То есть нашим модулем была высота головы, другие части тела мы не рассматривали. Если вы начнете брать за основу единицы измерения разные элементы, то быстро запутаетесь и потеряете пропорциональность.
- Сравнивайте разное
Допустим, вы прекрасно изучили пропорции человеческого тела и можете без ошибки точно распределить отношения бедра к плечу, плеча к предплечью, а головы к большому пальцу ноги. Мы все существуем в среде и окружающие предметы не случайно созданы такими, какие они есть. Изучайте законы эрогономики. Сравнив размер кружки с кистью, высоты тела человека к высоте этажа, высоту лошади к человеку и т.д., вы сможете быстро ориентироваться и подстраивать пространство и окружающие предметы друг к дружке.
- Запоминайте найденные пропорции
Наша память – это уникальная библиотека, получше любого компьютера. Найдя определенные пропорции, постарайтесь немного задержаться на них и порисуйте подобные объекты еще несколько раз. А затем устройте себе экзамен. Если вы запомните анатомические пропорции человека, животных, растений, архитектуры, то вы станете свободным от постоянных измерений и сможете рисовать быстрее и легче. Подсознание автоматически будет подсказывать нужные соотношения.
Существуют вещи, которые просто невозможно объяснить. К счастью, пропорции не относятся к этому списку и вы легко можете научиться их находить. В любом деле важна усидчивость и целеустремленность, а то что по началу кажется сложным, после практики становится простым и доступным. Измеряйте разные объекты, тренируйте глазомер и обязательно рисуйте больше. А вдруг вы станете новым Поликлетом, который откроет оригинальную систему измерений пропорций в рисовальном мире!