Привет! Меня зовут Антон Коростов, я художник и куратор курсов по рисунку в Skills Up School.
Руки — одна из самых непростых частей тела для изображения из-за их сложной анатомии и подвижности. Это делает их интересным вызовом для художников, стремящихся улучшить свои навыки.
Мы используем руки не только в практических целях, держа кружку, печатая текст и совершая другие бытовые действия, но и для выразительной передачи наших слов, реакции на эмоции. Кисти являются многофункциональной частью тела: человек с помощью руки может выполнять сложные и точные движения, занимаясь физическим трудом, или применять мелкую моторику для выполнения сверхточных манипуляций в пространстве.
Для того, чтобы все работало синхронно, на пальцах сконцентрировано большое количество нервов и рецепторов, которые отвечают за движения. Кисти помогают нам чувствовать предметы касаниями, определять их размер и текстуру.
Великие мастера прошлого, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и Сандро Боттичелли прекрасно осознавали важность точной передачи анатомии и жестов рук в своих работах. Знаменитый рисунок кистей рук молящегося Дюрера считается одним из первых в истории детальных анатомических этюдов. Он показывает глубокое понимание художником структуры костей, мышц и сухожилий.
В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело мастерски использует жесты рук для передачи эмоций и взаимодействия персонажей. Например, в сцене «Сотворение Адама» почти соприкасающиеся руки Бога и Адама символизируют момент передачи жизни. Изображение рук Адама и Бога становится ключевым в работе художника, оно демонстрирует связь между Богом и его творением.
Леонардо да Винчи известен своими многочисленными анатомическими зарисовками, в том числе детальными штудиями кистей. Его работы сочетают научную точность с художественной выразительностью.
Боттичелли в своих работах «Рождение Венеры» или «Весна» изящно изображает кисти рук, подчеркивая грацию и утонченность персонажей.
Эти и многие другие примеры показывают, насколько важно художнику развивать навык изображения кистей рук. Понимание анатомии строения костей, мышц, сухожилий позволяет передавать тончайшие нюансы движений и жестов, наполнять картины жизнью и эмоциями.
В статье мы подробно разберем анатомию кисти, научимся изображать ее с разных ракурсов, в различных положениях и жестах. Овладение этим навыком поможет вам поднять свое художественное мастерство на новый уровень.
Кости
Давайте начнем с изучения составных частей кисти и посмотрим на структуру скелета руки. Кисть состоит из пяти пястных костей, которые являются основой ладони и основанием для пальцев. Эти кости соединены друг с другом мышцами и поперечными связками, поэтому менее подвижны по отношению друг к другу.
К окончанию пястных костей крепятся кости пальцев — их называют фаланги. Большой палец имеет две фаланги, а все остальные пальцы — по три, таким образом, одна кисть имеет 14 фаланг.
Еще есть восемь запястных небольших косточек, которые неподвижны сами по себе, но имеют большое значение, если рассматривать их как цельный элемент. Они выполняют функцию соединения ладони с предплечьем, а также позволяют кисти двигаться и сгибаться в нескольких положениях.
Также стоит проанализировать суставы пальцев. Там, где фаланги соединяются одна с другой, пальцы могут сгибаться строго только в одном направлении. Система сустава напоминает катушку на конце одной фаланги и ответную форму в начале следующей фаланги. Если еще проще, то сустав можно представить как цилиндр, по поверхности которого фаланга двигается вверх-вниз.
Немного иной принцип сустава в месте крепления пальца, то есть первой фаланги к ладони: здесь пястная косточка на торце имеет сферический выступ, к которому фаланга прилегает. Таким образом, палец может двигаться как вверх-вниз, так и в стороны.
Давайте посмотрим на приведенные схемы и определимся с некоторыми свойствами костей кисти, пропорциями и положением их друг к другу.
Ладонь состоит из четырех пястных костей и составляет основу кисти — на схеме можно видеть, что это вытянутая пятиугольная фигура. Если посмотреть с торцевой части, то мы увидим, что ладонь имеет изгиб вверх в виде арки.
От ладони вперед направлены четыре пальца: указательный, средний, безымянный и мизинец. Каждый палец имеет по три фаланги, уменьшающиеся на одну треть по отношению друг к другу. Фаланга, которая крепится к пястной кости, — самая длинная, а самая последняя (ногтевая) фаланга — самая короткая. Довольно важно подметить силуэт и изгиб фаланговых костей — можете посмотреть на схеме.
Отдельно стоит сказать про большой палец, так как его положение отличается от остальных. Он крепится сбоку к ладони. Его пястная косточка также крепится к группе запястных костей, но она развернута на 90 градусов так, что большой палец оказывается как будто заваленным на бок относительно ладони.
Большой палец отличается бОльшей подвижность: он может отклоняться от ладони на 90 градусов в сторону и уходить вовнутрь, касаясь основания мизинца. Если смотреть на ладонь сбоку, так, чтобы ноготь большого пальца смотрел на нас, большой палец может отклониться вниз примерно на 45 градусов.
Габаритные пропорции ладони можно определить как два совмещенных квадрата. В первом квадрате помещается блок запястных косточек и основа ладони из пястных костей, во втором квадрате помещаются пальцы кисти.
Не все пальцы имеют одинаковую длину: самый длинный палец — средний, чуть короче — указательный и безымянный, а самый короткий — мизинец. Суставы между фалангами пальцев расположены таким образом, что мы можем провести через них воображаемые дуги, выгнутые вперед. Длину большого пальца можно определить, ориентируясь на указательный палец. Кончик большого пальца достает середины первой фаланги указательного.
Поэтапный рисунок костяной кисти человека
Давайте попробуем нарисовать несколько вариантов костяных кистей рук человека, чтобы закрепить усвоенную теорию практикой.
Сначала наметим основу ладони в виде прямоугольной фигуры — это группа будущих пястных косточек. За основой ладони расположим блок запястных костей в виде прямоугольной фигуры поменьше. Теперь прямыми линиями наметим фаланги пальцев, которые сгибаются в суставах и создают интересный жест, частично перекрывая основу ладони.
Указательный палец на нашем рисунке будем сгибать совсем немного, максимально согнем мизинец, а средний и безымянный пальцы будут иметь промежуточные значения сгибаний в суставах. Большой палец вытянут и слегка отставлен в сторону, перерытый средним и указательным пальцами.
Помните, что его две фаланги и пястная кости завалены иным образом относительно остальных костей ладони. Таким образом, мы сразу зададим интересную ритмическую композицию пальцев и проявим эффект глубины внутри нашего рисунка кисти человека.
Проверяем,чтобы пропорции длины пальцев и форма ладони соответствовали тому, что мы узнали выше из текста и продолжаем рисунок.
Теперь можно упрощенно наметить суставы шариками, заранее разметив дуги, на которых эти шарики расположены. Еще раз проверьте чтобы фаланги по длине пальца уменьшались на треть по направлению от пястного блока ладони. Проследите, чтобы суставы, соответственно, тоже уменьшались в объеме.
Далее формируем массу фаланг и выстраиваем их конструкцию. Пока старайтесь рисовать фаланги упрощенно, не погружаясь в детали и подробное вырисовывание. И еще помните, что фаланги сгибаются только в одном направлении, поэтому следите за положением сустава в пространстве и не заваливайте его, иначе пальцы начнут выворачиваться, и рисунок станет неубедительным.
На этом этапе можно усложнить основу ладони, наметив пястные кости, а также наметить большой палец на дальнем плане.
Если с расположением суставов все в порядке, и получилось разметить фаланги и их вогнутый изнутри силуэт, то можно приступить к более детальной прорисовке. Больше всего внимания уделите суставам — их можно сделать сложнее по форме.
Не забывайте про принцип соединения фаланг друг к другу и к пястным костям. Линии контуров ближних пальцев сделайте чуть контрастнее. Запястный блок костей и большой палец находятся на дальнем плане, поэтому их не нужно подробно прорисовывать.
Вы можете сделать еще дополнительно несколько таких зарисовок, чтобы лучше изучить и запомнить процесс рисования костяной кисти руки человека. И еще мы рекомендуем посмотреть примеры рисунков кистей других художников: так как интерпретация художниками форм анатомии человека всегда отличается, полезно анализировать рисунки разных авторов.
Мышцы и мягкие части кистей рук
Мягкие ткани кистей рук — кожа, мышцы, сухожилия и жировые отложения — играют ключевую роль в формировании их внешнего вида и функциональности. Эти составные части наращиваются на костную основу, распределяясь неравномерно: в некоторых областях их концентрация выше, в других — ниже. Это неравномерное распределение и определяет характерный контур кисти.
Например, внутренняя сторона ладони и подушечки пальцев содержат больше жировой ткани, что придает им округлость и объем. В то же время тыльная сторона кисти имеет менее выраженный слой мягких тканей, что позволяет лучше видеть структуру костей и сухожилий.
Таким образом, именно взаимодействие костной основы и мягких тканей формирует индивидуальный силуэт и пластику кисти руки, что необходимо учитывать при их изображении
Внутренняя сторона ладони
Начнем с самых крупных объемов — они расположены на внутренней стороне ладони: одна — со стороны мизинца, другая — возле большого пальца. Эти мышечные объемы формируют округлый силуэт ладони.
У пальцев кисти рук нет мышц, зато есть заметные жировые объемы на каждой фаланге с внутренней стороны ладони. Из-за них силуэт пальцев состоит как будто из нескольких бочонков, поставленных друг на друга. Иногда у человека эти объемы не такие крупные, и более заметными становятся суставы в силуэте, чем подушечки фаланг.
Также есть подушечки в районе суставов пальцев между первой фалангой и пястной косточкой. Обратите внимание, что мягкая структура кисти будет отступать на расстояние от костей, например, это заметно на кончиках пальцев: кость ногтевой фаланги заканчивая раньше, чем мягкая часть пальца. Видимое основание пальцев, там, где они соединяются с основанием ладони, тоже находится на расстоянии от реального соединения костей ладони с костями пальца.
Внешняя сторона ладони
На внешней стороне кисти мы видим заметное выступание костей в суставах. Слегка могут быть заметны пястные косточки, но выделять сильно их не нужно, так как пространство между ними заполнено мышцами, связками и сухожилиями.
Основной акцент в проработке рисунков кисти можно делать на суставах. На тыльной стороне кисти на местах суставов будут видны более активные мелкие складки, потому что в этих местах кожа растягивается в момент сгибания сустава и сжимается, создавая складчатость в момент разгибания.
Суставы и сухожилия
Суставы в процессе рисования кисти можно наметить как небольшие сферы, но в процессе детализации прорисовывать более подробно, делать акцент в композиции рисунка. Особенно хорошо заметны суставы, когда пальцы кисти находятся в согнутом состоянии. При сгибании пальцев кожа на суставах натягивается, и проявляет характерный рельеф костей — это особенно заметно на тыльной стороне ладони: сустав становится угловатым и представляет из себя два бугорка, и на суставе проявляется небольшая канавка.
Сустав фаланги пальца и пястной косточки можно изобразить более округлыми, так как принцип соединения здесь немного иной. К тому же в этом месте на вершине сустава пролегает сухожилие сгибателя пальца.
Сухожилия кисти идут от мышц предплечья и имеют функции сгибания и разгибания пальцев. Таких сухожилий около 20.
Сухожилия, сгибающие пальцы, находятся на внутренней стороне ладони, и они практически не заметны из-за наличия мягких элементов, заполняющих эту часть ладони— они начинают проявляться на запястной части, когда рука напряжена. Посмотрите на свою руку, когда она напряжена, и вы увидите сухожилия, идущие от ладони в сторону локтевого сустава.
Разгибатели находятся на внешней стороне ладони, и они уже более заметны. В районе блока запястных костей сухожилия собраны вместе и закреплены поперечными связками и далее, веером расходятся к каждому пальцу.
При прорисовке можно выделять эти сухожилия на тыльной стороне ладони, особенно, делать акцент на суставе, сверху которого сухожилие и проходит. Внимательно посмотрите на схему, чтобы понять, о чем идет речь. Далее сухожилия раздваиваются и проходят сбоку суставов фаланг, но в этих местах их уже сложно заметить.
Складки и жесты
Так как кисть руки имеет много подвижных элементов, на ее поверхности могут образовываться большое количество складок. В основном, складки расположены на внутренней части ладони и образуются, когда рука выполняет какое-либо действие.
Кистью руки мы можем что-то держать, толкать, тянуть, сжимать, изображать различные жесты. В этих ситуациях кожа, мышцы и жировые элементы в одних местах сжимаются, в других — растягиваются. Проследите на примере своих рук, как ведут себя складки, меняйте жесты кисти и проанализируйте те объемы, которые видите.
В рисунке складки очень интересно дополняют композицию, делают ее более динамичной и живой, а также помогает проявить пространство и глубину. Мы должны помнить про базовые правила композиции, например, как сильно на изображение влияет ракурс, поэтому пробуйте зарисовывать сложные жесты, образованные кистью руки.
Приступим к практике и нарисуем кисти руки человека с мышцами и кожей
Тыльная стороны ладони. Поэтапный рисунок
Будем рисовать кисть, в которой пальцы выпрямлены, чтобы лучше понять, как рисовать ее с тыльной стороны. Рисунок начинается точно так же, как и рисунок костяной кисти – намечаем ладонный блок, чтобы задать основной объем, и примерное расположение пальцев, идущих вперед от ладони.
Отдельно намечаем составные части большого пальца сбоку от ладони. Сразу зададим ритм в компоновке пальцев и совместим указательный и средний палец вместе. В районе запястья можно упрощенно наметить блок запястных косточек.
Далее наметим массы пальцев и расположение суставов, помня, что суставы располагаются на воображаемых дугах. Намечать суставы и силуэт пальцев нужно еле заметно, чтобы линии оставались светлыми. Если рисунок и линии уже перетемнены, то перед следующим этапом можно их осветлить, пройдя ластиком.
Важно на этом этапе перепроверить пропорции, прежде чем продолжать рисунок. Если что-то не так, то не бойтесь вносить изменения в рисунок и даже перерисовывать отдельные части рисунка.
Сейчас можно еще точнее прорисовать силуэт пальцев и ладони. Так как мы рисуем ладонь с тыльной стороны, мы видим, как суставы появляются в силуэте пальцев в местах соединения фаланг – здесь нам нужно показать силуэт более угловатым. Но также мы видим и мягкие массы пальцев, которые находятся на внутренней стороне ладони, поэтому там показываем мягкие объемы на пальцах.
Таким образом, в рисунке чередуются острые и сглаженные очертания силуэта, что добавляет живости нашему рисунку.
Основная работа сделана, и теперь можно заняться более подробной прорисовкой некоторых участков кисти, уточнить контуры там, где они были слишком условными, и добавить тон в тенях. Главной фокусной точкой сделаем суставы, соединяющие основу ладони и пальцы.
Сустав указательного пальца расположен ближе всего к нам, поэтому сделаем его более активным и, по мере удаления, уменьшим степень проработки. Помните, что сустав в этом месте похож на сферический объем, а сверху него прямо по центру пролегает сухожилие пальца.
Старайтесь слишком не сглаживать форму в этих местах: все-таки это место, в котором больше всего выступают твердые косточки. И, наоборот, постарайтесь оставить более сглаженные участки между суставами: особенно смягченно нужно прорисовать мягкий объем мышечной массы возле пястной кости большого пальца.
На участках, где соединяются друг с другом фаланги пальцев, можно изобразить мелкие складки и морщинки. На этом этапе детали берите с натуры, например, анализируя свою кисть руки.
Поэтапный рисунок внутренней стороны ладони
Нарисуем внутреннюю сторону ладони. Как обычно, начинаем с пятиугольной основы ладони и намечаем пальцы. Следим за пропорциями фаланг по отношению друг к другу и пальцев по отношению к ладони.
Размечаем суставы и силуэты пальцев, чтобы придать им массу. Общими очертаниями намечаем мышечную массу возле большого пальца и возле мизинца.
Если все правильно разметили и уверены в пропорциях, продолжаем рисунок. Уточняем силуэт пальцев и ладони. Так же, как и в предыдущем рисунке, пальцы в силуэте с одной стороны имеют более угловатый контур, с другой – более мягкий. Контуры ладони округляются и в некоторых местах появляются складки.
Остался завершающий этап, но к этому моменту больших изменений в рисунке делать не следует. Мы можем добавить тон, чтобы усилить объем, и на месте сгибов формы усилить акценты штрихом. Можно посмотреть на референсы или на свою ладонь и проанализировать конфигурацию складок.
Главное, не увлекайтесь слишком сильно: наша задача – создать эффект объема у кисти и лишь слегка проявить текстуру кожи.
Давайте подводить итоги. Мы убедились, что изображение кистей рук является неотъемлемой частью художественного мастерства, знаем, как великие мастера прошлого использовали изображения кистей рук, чтобы раскрыть глубину образа и усилить эмоциональное воздействие картины.
Понимание анатомии, умение точно изобразить строение костей, мышц и сухожилий кисти позволяет художнику создавать реалистичные живые образы. Жесты и положения рук могут рассказать зрителю о настроении, чувствах и даже социальном статусе портретируемого.
Для художника, стремящегося к совершенствованию своего мастерства, изучение анатомии кистей рук является обязательным. Это знание позволит вам создавать более выразительные психологически наполненные портреты и композиции, в которых каждая деталь, в том числе кисти рук, будет работать на раскрытие замысла произведения.
Надеемся, что наша статья помогла вам лучше понять строение кисти, освоить принципы ее изображения и вдохновила на дальнейшее совершенствование своих навыков. Помните, что путь к мастерству требует постоянной практики и наблюдения, но результат стоит усилий.
Хотите научиться рисовать анатомически правильные кисти в разных ракурсах и позах? Тогда обязательно записывайтесь на наш крутой курс Кисти человека. Обещаем: после курса вы нежно полюбите рисовать руки и больше никогда не назовете эту тему сложной или скучной!