Осенний семестр Расписание
Статья

Как анализировать референсы для художников

Начинающим художникам важно не только смотреть на чужие работы, но и анализировать их, отмечать, что в них цепляет и какие приемы использовал автор. Такой осознанный подход круто развивает насмотренность и помогает найти собственный стиль в рисунке, цифровой графике, иллюстрации.

Как правильно анализировать референсы для рисования — читайте в материале от куратора курсов Skills Up School по 2D и Цифровой живописи Анны Холомкиной.

Разбирать будем этюд с апельсинами автора Lekso Tiger.

Композиция

Композиция строится на треугольнике. Начинаем с ножа — по тону и оттенку он самый контрастный, самый заметный. Лезвие указывает на дальний апельсин, от него переходим к апельсину на переднем плане: фрукты ближе к нам становятся крупнее. Далее на контрасте по масштабу и форме замечаем треугольный кусочек справа, а от него снова возвращаемся к заднему плану.

Некоторые детали частично (нож) или полностью (долька) отделяются от общей массы, образуя негативные пространства — это промежутки между объектами, то, что получится, если мы мысленно инвертируем силуэты. Также их называют контрформами — использованные с умом, они визуально обогащают работу.

Детализация

Детализация минимальна: на апельсинах нет текстур, оставлены лишь самые крупные прожилки, силуэты слегка обрублены, что резонно — это этюд, упражнение на тон, цвет, свет, композицию. Получается, картинка автоматически не копирует реальность, а подчеркивает и заостряет исключительно ее самые примечательные черты.

Теплохолодность

Проверяем теплохолодность: свет теплый, тень холодная. Определять это лучше всего по освещенным и находящимся в тени частям одного и того же материала, иначе легко запутаться.

Например, цвет кожуры на свету яркий оранжево-желтый, а в тени — более глубокий красноватый. Тут играет роль изменение показателей шкалы Saturation (Насыщенность). Если у цвета из теплой части цветового спектра насыщенность повышается, он кажется нам более теплым, понижается — более холодным.

Таким образом, необязательно использовать кардинально противоположные цвета для световой и теневой областей, а лучше играть на нюансах. Для уверенности можно себя перепроверить сравнением оттенков в тени и на свету на апельсиновой мякоти и на малиновой фоновой подложке.

Не серый серый

Нам кажется, что лезвие ножа серого цвета, но это не совсем так. Сам по себе серый редко используется в живописи, обычно ему придают хотя бы минимальный оттенок.

Так и здесь: кажущаяся серой деталь написана производными от желтого и оранжевого, только насыщенность минимальна. Именно эти цвета составляют окружение ножа, который за счет своего материала (глянцевый металл) отражает соседние объекты. А из-за очень низкой насыщенности на фоне сочного окружения лезвие кажется серым.

Рефлексы

Рефлексы появляются на всех предметах, объединяют их и как бы помогают подружиться соседствующим цветам. Без них изображаемые фрукты, нож и фон смотрелись бы чужеродно друг другу.

Рефлексы можно заметить на кожице апельсина (от малиновой подложки и от сероватого лезвия), на лезвии от подложки и соседнего цитруса. Даже темная грань ножа слегка отдает пурпурным — это тоже влияние рефлекса!

SSS

Органике присущ эффект SSS — subsurface scattering — это подповерхностное рассеивание света. Свет проходит через полупрозрачное тело, но не просвечивает его, а будто застревает где-то внутри, и из-за этого мы видим пятно бОльшей насыщенности.

Здесь подобное отмечено автором как важная характерная деталь и подчеркнуто мазком на апельсиновой мякоти. А на тех же прожилках SSS нет, потому что они плотнее и свет не пропускают.

Кисть

И, наконец, разберемся с кистью. Для этого нужно внимательно изучить работу, обращая внимание на завершение мазка и края объектов — часто в таких местах форма кисти более очевидна.

Например, здесь была использована кисть с трансфером (реагирующая на нажатие) и небольшой динамикой формы (при легком нажатии мазок становится тоньше) — это заметно на центральной части апельсина. Кисть текстурная — видно по более крупных мазкам.

А для фона, чтобы скрасить однородность оттенка, была выбрана кисть с динамикой цвета. Но прописали фон очень аккуратно, буквально в паре самых пустых мест — тут, главное, не переборщить, иначе есть риск получить чрезмерную пестроту.

На курсах по Цифровой живописи мы учимся анализировать полезные для художников и иллюстраторов референсы, а затем используем полученные знания в своих работах. Узнать программу и записаться:

Цифровая живопись в Москве

Цифровая живопись в Петербурге