ЗИМНИЙ АРТ-БУМ

Скидки до 35% и ценные подарки

Подробнее
Корзина
Выбрать курс

Зимние интенсивы

Записаться

Бесплатные онлайн-курсы
с куратором

Записаться

Концепт-арт курсы

Записаться
Выбранные курсы

Текущая скидка: 0%

Добавьте 1 курс в корзину, чтобы получить скидку в 10%

Корзина пуста.

Скидка
-0
Кэшбек
+0
Цена без скидки
Вся сумма
0

Анатомия человека в рисунке

8 ноября 2024

 

А вы знали, что мы в Skills Up School немного похожи на персонажа Максима Горького Данко и любим нести свет людям? Мы стараемся находить полезные темы и интересных художников, чтобы нести вам просветительскую искру и показать насколько много прекрасного существует в мире цифрового и традиционного искусства. Казалось бы, ну что можно еще рассказать об анатомии человека? Но каждый раз находится много ценных нюансов и советов, которыми мы хотим делиться с вами.

 

Анатомия человека в рисунке

Автор: основатель Skills Up School Азат Нургалеев.

 

Что важно знать в анатомии человека

 

Когда у  вас появляется телескоп или робот пылесос, вы, конечно же, идете читать инструкцию и изучать, как пользоваться новым приобретением, как его настраивать, из чего он состоит, что важно регулярно менять. Ведь читаете же? По крайней мере производитель надеется, что инструкция будет прочитана. Так и с человеческим телом. Можно схватить карандаш и ринуться к листу, с надеждой с первого раза нарисовать все идеально. А можно подойти к этому вопросу поступательно: проанализировать ключевые отделы тела, их взаимосвязь, вспомогательные приемы, рассмотреть конструкцию формообразования. 

 

Человек симметричен

У нас с вами большинство органов и деталей спаренное: две руки, две ноги, два глаза. А единичные части лица и тела отцентрованы по вертикальной оси. При рисовании важно сравнивать длины и ширины конечностей, левую и правую половины тела, чтобы ваш нарисованный человек не был сшит из частей тела разных людей, как Франкенштейн. 

 

Тело человека подвижно

Все отделы человеческого тела либо изгибаются в суставах, либо вращаются вокруг своей оси. Попробуйте покрутить торсом вправо-влево, а таз оставить неподвижным. или повращать плечом. Используйте эти особенности, чтобы передать пластику тела.

 

Принцип упрощения

Представьте части тела в виде кубиков, параллелепипедов, цилиндров и шариков. Не рисуйте мекие детали, обобщайте объемы до простой геометрии. Такой прием помогает проще понять конструкцию тела, направление конечностей, повороты и изгибы тела в пространстве.

 

Отделы тела пропорциональны

Части тела образуют цельную систему, в ней не бывает нарушений. Размер головы, ширина таза, высота тела и размер ступни взаимосвязаны. Важно изучать анатомические пропорции и использовать их в рисунке. Мы рассмотрим их немного позже. А также рассказали о них в нашей статье про пропорции.

 

Оси тела человека в анатомии, рисунок

 

Зачем нам нужны оси? Они подсказывают направление тела, плавность или колкость его изгибов. Они как стволы у деревьев: к стволу крепятся ветки, а к веткам остальной декор в виде листьев или иголочек. Вертикальная ось человеческого тела совпадает с позвоночником, на нее нанизаны как маршмеллоу на шпажку череп, грудная клетка и таз. На рисунке Отто Грейнера белымыми абрисами отмечены схемки осей с отделами тела. Но также мы можем поставить обобщенную ось тела светло-желтыми стрелочками, которая подсказывает общую динамику фигур от макушки головы до пяток. 

 

Оси тела человека в анатомии, рисунок

 

У наших озорных персонажей, дружно взявшихся за руки, есть и горизонтальные оси.  Отмечаем их в плечевом и тазобедренных суставах белыми линиями -1. Они подсказывают нам наклон этих отделов. К примеру, у центральной дамы плечи и таз наклонены в разные стороны. С первого раза на глаз не всегда удается замечать такие важные детали, но с осями жизнь становится проще. Оси также можно и нужно добавлять конечностям. Они обозначены голубыми линиями, так мы наглядно видим в какую сторону направлены руки и ноги. Прежде чем рисовать объем руки, используйте оси, чтобы просто понять направление и жест (убедительно будет выглядеть такое положение конечности). Методом рисования осей вы сэкономите себе время, править линейный набросок человечка из палочек куда проще чем детализированный скетч – 2.

 

Оси тела человека в анатомии, рисунок

 

Плоскости в анатомии человека рисунок

 

При чем тут плоскости, человек же объемный, что за абсурд? Сейчас мы вас все расскажем и раскроем секреты. У каждой объемной фигуры есть грани: боковые, передняя, тыльная, верхняя и нижняя. Эти плоскости показывают ориентацию объекта, стоит ли он прямо, наклонен ли, а может быть, и вовсе лежит. Для удобства понимания человеческого тела, его упрощают и представляют в виде сочетания геометрических фигур: шаров, цилиндров и кубов. Мы упомянули, что человеческое тело очень подвижное и гибкое. Плоскости очень кстати помогают показать направление отделов тела, его ширины, толщины и высоты. Чем хороши скульптуры, а тем что они неподвижны, их можно обходить по кругу, заглядывать с любого удобного ракурса. Поэтому мы возьмем с вами и “пощупаем” скульптуру современного художника Cesar Orrico. 

 

Плоскости в анатомии человека рисунок

 

Мужчина с маской скрутился в невероятно сильном движении, на нем наглядно видны повороты плоскостей. Но чтобы все стало прозрачно и очевидно, применим метод упрощения и в два приема обнаружим искомые поверхности. Пересчет мышц, складочек, выпуклостей, ямочек на теле нас не интересует. Выделяем главное: руки и ноги – цилиндры, грудная клетка – яйцо, голова – сочетание сферы и кубика, таз – оквадраченный цилиндр. А стрелки подскажут нам их направление в пространстве (кто-то смотрит вбок, кто-то отвернулся от нас, а кто-то наоборот). С таким “икеевским” человечком стало намного проще оценить повороты отдела тела.

 

Выделяем главное: руки и ноги - цилиндры, грудная клетка - яйцо, голова - сочетание сферы и кубика, таз - оквадраченный цилиндр

 

Преобразовать сложную бионическую форму в кубическую сложновато. А теперь, после первого этапа упрощения приступим ко второму. У нас получится фигурка из простых параллелограмчиков. Оставим те же стрелочки, направления у нас не поменялтсь. Зато стали наглядней боковые, передние и задние границ. 

 

У нас получится фигурка из простых параллелограмчиков

 

Благодаря такому приему мы можем выделять только определенные плоскости. К примеру, желтым выделены фронтальные грани, а оранжевым тыльные. Естественно, в реальности подойти к человеку или статуе и выкрасить спину в определенный цвет не получится. Мы против вандализма и насилия, но включить воображаемый цветной фильтр, и подцветить нужные вам плоскости – пожалуйста! А дополнительные стрелочки с направлениями  наши помощницы, подсказывающие направление каждой плоскости. Видите, как все оказывается просто, а человек – это всего лишь набор кубиков, как лего – конструктор.

 

а человек - это всего лишь набор кубиков, как лего - конструктор

 

Основные ошибки

 

Пренебрежение теорией

Теоретические знания анатомии, как база колонны: без основания она рухнет вместе со всем декором антаблемента. Прекрасно нарисованные глаза, пальцы, коленочки, ребрышки не спасут фигуру от критики, не смогут сделать ее цельной и убедительной. Здесь считерить не получится и со шпаргалки не списать. Законы анатомии нужно знать и применять всегда.

 

Усложнение

Начните с простых кубиков и шариков, а потом постепенно наращивайте уровень сложности. Пересчет всего и сразу в теле человека может вас запутать, а рисунок перегрузить ненужным количеством информации. Но это не самое страшное, изначальное усложнение может понизить стимул рисовать или совсем ее уничтожить. Изобразить с первого раза сложную конструкцию тела не получится, ожидания не оправдаются. А это может отбить желание продолжать рисовать. Действуйте поступательно и берегите мотивацию.

 

Рисование один в один

Точное копирование реальности на листе бумаги не всегда полезно. Модель все время двигается, может к вам неудачно повернуться боком и вы получите некрасивый ракурс. А может быть, рука будет казаться короткой при изгибе, по сравнению с соседней. Поэтому старайтесь соблюдать пропорции, принцип симметрии и принцип прекрасного: проявить лучшее в моделе, показать красоту тела, показать пластичность и даже усилить эти качества с помощью стилизации и гротеска. А в этом очень помогает короткое рисование набросков. Ограниченное количество времени не дает долго копировать, а подталкивает к быстрому исследованию тела, передаче его движения и настроения.

 

Рисование один в один

Автор: Елена Чуркина

 

Рисование по фото

Рисование по фото референсам – это прекрасное занятие, в нем нет ничего плохого. Даже великие художники использовали и используют этот метод. К примеру, Альфонс Муха использовал фотографии для создания удивительной графики с девушками и цветочными мотивами. Но когда вы в начале пути, вам необходимо понять объем человека со всех сторон, чтобы правильно понять пропорции деталей и соотношения ширин и высот. Ходите на живые наброски, рисуйте скульптуры, просите позировать друзей. Обязательно комбинируйте использование фотографий и живую модель. Так вы быстрее овладеете знаниями анатомии. 

 

Рисование по фото

 

Мало практики

Любой навык рождается и закрепляется нашим телом и разумом только от постоянных тренировок. Таков путь любого специалиста. Мало знать только теорию, ее надо уметь применять на практике. особенно научить ваши руки рисовать то, что вам нужно. Поэтому практика, практика, и еще раз практика! 

 

Практический урок: как нарисовать человека

 

А давненько мы не рисовали с вами красивых дам! Давайте же создадим скетч прекрасной девушки в несколько простых шагов. По традиции начинаем с нашего любимого – упрощения! Начинаем от простых кружочков, которые помогут нам создать первоначальную очень простую зарисовку движения тела. Не зря же мы с вами упрощали скульптуру Cesar Orrico. Применим этот прием.

 

1 Шаг 

Отмечаем овалами объем таза, грудной клетки и головы. Отмечаем наклон плеч и таза легкими линиями. А руки и ноги отмечаем простыми линиями. Помним, что область плавок – это центр фигуры.

 

Практический урок: как нарисовать человека

 

2 Шаг

Отмечаем кружочками суставные элементы: объем плеч, кисти, стопы, колени и локти. А также отмечаем линией наклон коленей. Он будет похож на наклон таза.

 

3 Шаг

Ну а теперь переходим к самому интересному: начинаем соединять отделы тела линиями и наращивать массу рук и ног. Добавляем объем головы. Сохраняйте очень слабый нажим линии, потому это только предварительный скетч, мы его в дальнейшем сотрем.

 

начинаем соединять отделы тела линиями и наращивать массу рук и ног

 

4 Шаг

А теперь по легкому силуэту кладем более точную линии таза, грудной клетки и ног. Добавляем намеки стоп и кистей.

 

5 Шаг

Продолжаем уточнять силуэт и ставим линию рук, плеч и голеней. Отмечаем легким намеком полукружия бюста и ставим слабые штрихи тона, чтобы подчеркнуть объем. а также стираем лишние линии построения, чтобы они не создавали визуального шума.

 

Продолжаем уточнять силуэт и ставим линию рук, плеч и голеней

 

6 Шаг

А теперь настало время для головы и конечностей. Не забываем, что голова помещается в высоту тела 8 раз, поэтому повторно проверяем это соотношение. Простыми линиями собираем похожие силуэты стоп, кистей и головы.Одной рукой девушка будет опираться на меч, а второй прикрывает глаза от солнца. Добавим нашей девушке прически. Она у нас воительница, поэтому у нее будет прическа с пробритым виском.

 

7 Шаг

Ну а на финал самое вкусное – это рисование теней. Очень легкими широкими штрихами, на подобии растушки, ставим тени с правой стороны тела нашей дамы. Думаю, вы заметили, что наша девушка обрела одежду: отметим простыми штришками и дугами края майки и шорт. Эти линии подчеркивают объем тела.

 

Ну а на финал самое вкусное - это рисование теней

 

8 Шаг

Вложим девушке  руку меч. Пускай ее правая кисть опирается на навершие рукояти. Меч рисуем более слабым нажимом. чтобы он не перетягивал внимание на себя. И в финале ставим слабые серые пятна падающих теней  под стопами и мечом. Так мы приземлим нашу героиню и поставим на пол. У нас получилось нарисовать набросок девушки с легким движением.

 

Знание анатомических законов человеческого тела – вещь незаменимая в любой сфере. Будете ли вы создавать персонажей для игр или одежду для них, во всем нужно понимание пропорций, комбинаторики, соподчинения элементов и трансформации тела. Не стоит откладывать ее изучение в долгий ящик. 

С кем водятся художники, с кем водятся художники? А с тем, кто верит в них! А мы верим в своих учеников и всегда поддерживаем на занятиях и в нашем комьюнити. На нашем курсе по рисованию человека “С нуля до фигуры” вы найдете необходимую для художника информацию об анатомии, пластике, ритмике, тоне, распределении света и тени по телу. И то самое дружеское плечо, которое так нужно для каждого рисующего человека.  А наши кураторы вас сопроводят от начала и до конца, обогреют, подбодрят и обнимут. Ну и пожурят иногда, как же без этого. 

Бесплатные курсы с куратором