Тон и тональные отношения в рисунке
В этой статье мы попробуем разобраться с понятиями тон и светотеневые отношения, поймем почему так важно знать теорию светотени и уметь пользоваться тоном. Мы всегда переживаем за тональные отношения наших студентов больше, чем за свои. Хочется, чтобы они были яркими и живыми, а не вялыми и грустными. Поэтому изучим как применить полученные знания, чтобы сделать изображение реалистичным, выразительным и эмоциональным. Приступим!
Тон — это степень светлоты или темноты различных участков изображения. Это один из самых важных инструментов художника, с помощью которого можно передать объём предмета, глубину пространства и усилить эмоциональную выразительность рисунка. Понимание и умение работать с тоном является неотъемлемой частью художественных навыков, когда вы используете карандаш или другие художественные материалы для создания рисунка.
На первой композиции использовано более нюансное сочетание серых тонов, а на второй, наоборот, усиленные контрасты. Промежуточных серых градиентов на ней практически нет, только черные и сильно светлые пятна.
Тональные отношения — это разница светлоты и темноты между разными участками внутри изображения. Вы наверняка запросто отличите очень светлые участки от очень темных, но самым сложным будет сравнение более сближенных по тону участков друг с другом. В первом случае контраст светлых и темных пятен очевиден, во втором придется напрячься и внимательнее контролировать полутона в процессе работы. Если отношения пятен друг к другу будут изображены некорректно, рисунок визуально станет дробным, грязным, а поверхности станут сильно помятыми там, где они должны быть ровными. Точная передача светотеневых отношений, бликов, рефлексов и теней делает изображение более убедительным и естественным.
В отличие от конструктивного рисунка, тональный рисунок требует больше времени и усилий на исполнение. Прежде чем приступить к работе, важно оценить свои возможности и доступное время. В некоторых случаях достаточно создать легкую линейную зарисовку, уделяя основное внимание только контуру. Однако, если ваша цель – нарисовать реалистичное изображение с тщательно проработанными деталями и тенями, потребуется большее усердие и время. Необходимо внимательно всматриваться в свою работу, перерисовывая отдельные участки, высветляя или затемняя их, пока не будет достигнут желаемый результат. Такие усилия окупятся сполна, и вы будете вознаграждены эффектным и законченным рисунком, который станет предметом вашей гордости.
В реальной жизни все что мы видим вокруг себя имеет светотеневые характеристики, цветовую окраску и фактурность. Цвет очень тесно связан с тоном и тональными отношениями, поэтому даже если вы планируете заниматься только живописью и работать в основном с цветом, все же теорию тона нужно хорошо изучить. В этой статье упор будет на тему света и тени, но после прочтения и выполнения практических упражнений вам станет намного понятнее как рисовать цветные изображения.
Тональный градиент
Вы же не станете прыгать сразу с 10-ти метровой вышки в бассейн.А начнете с маленьких тумбочек, постепенно увеличивая высоту. Так и в рисунке важно наращивать сложность потихоньку. Перед рисованием объемных предметов стоит потренировать плавность штриха и плавность тональных градиентов.
Упражнение 1
Первым практическим упражнением будет создание тонального градиента. Мы создадим плавную, но ступенчатую тоновую растяжку распределив тональное движение по горизонтали от самого светлого к самому темному. Сначала сделайте полосу разделив ее на 5 равных отрезков. закрасьте первый слева участок очень темным серым. А самый правый (5) участок закрасьте светлым тоном. В диапазоне этих двух тональных оттенков мы создадим ступенчатую растяжку. Теперь закрасьте участок посередине (3) серым оттенком среднего тона. И заполните оставшиеся участки (2) и (4) промежуточными тонами.
Упражнение 2
Когда справитесь со ступенчатой растяжкой, приступайте к градиенту, в котором таких перепадов не будет. Нарисуем контуры такой же широкой полосы, но разделять ее на участки не будем. Ориентируясь на предыдущее упражнение заполните полосу слева направо от темного тона к светлому. Если для создания тональной растяжки вы пользуетесь карандашом, то можете сделать градиент в несколько слоев, постепенно затемняя участок ближе к левому краю. Не спешите сразу все закрасить и затемнить, нам нужно добиться качественного результата. Если какие-то участки остались светлыми и выбиваются, то нужно вернуться и аккуратно заштриховать их, а если где-то перетемнили, можно воспользоваться кончиком ластика или формопласта высветлив до нужного тона выбивающиеся участки.
Упражнение 3
После того, когда полоса с плавным градиентом будет готова, вы можете выполнить еще несколько упражнений развивающих чувство тона и тональных отношений. Нарисуйте два больших квадрата. Один (1) квадрат разделите на 9 маленьких квадратов, а второй оставьте целым. Первый разделенный квадрат заполните ступенчатым градиентом от самого светлого тона находящегося сверху слева к самому темному снизу справа. Для удобства сначала заполните 3 маленьких квадрата по диагонали получив растяжку в три тона. Боковые квадраты заполните соответствующим затемнением, чтобы получить один большой градиент, состоящий из 9 этапов.
Следующий квадрат (2) нужно заполнить плавным переходом от светлого к темному участку. Можете использовать метод наслоения штриховки друг на друга. С первого раза идеально может не получиться, но переживать по этому поводу не стоит. Сначала сделайте более светлую растяжку, а затем вторым шагом задайте легкое затемнение к правому нижнему углу. С другой стороны мы лишь учимся работать с тоном, для того чтобы сделать наши рисунки карандашом более выразительными не стоит стремиться к идеальному исполнению. В процессе рисования есть еще множество важных составляющих, которые нельзя упускать из внимания. Если вы захотите поглубже изучить эти аспекты и художественные законы, то можете делать это вместе с нами, на курсах Рисунок 2D Basic и Рисунок 2D Middle.
Основа светотени в рисунке
Розовым мы отметили свет, желтым тень, а бирюзовым рефлекс.
Если вы посмотрите на предметы, которые вас окружают, то увидите светлую и темную часть любого объекта. Сейчас на время нам нужно представить, что объекты не имеют никакого цвета, а также пока что не будем сосредотачиваться на текстурах. Для этого просто можно считать, что объекты белые и имеют матовую поверхность.
Первыми примерами станут простейшие геометрические тела — куб шар и цилиндр. На примере куба мы видим, что три его стороны заметно отличаются по светлоте друг от друга.
На примере цилиндра можно увидеть светлую и темную сторону вертикальной поверхности. Так же отчетливо прослеживается рефлекс с теневой стороны. Рефлекс — это отраженный свет от поверхностей окружающих целевой объект. Например, свет от поверхности на которой стоит цилиндр отражается и подсвечивает теневую часть цилиндра. Рефлексы являются обязательным элементом в реалистичном рисунке, так как они создают мощный трехмерный эффект и погружают объект в пространство. Рефлексы должны быть очень нюансными и не быть ярче светлой части предмета, иначе они могут ломать форму и объект лишится визуальной цельности.
На примере шара можно так же увидеть освещенную и теневую часть, но здесь хорошо прослеживается плавная тональная растяжка от света к тени. Рефлекс здесь тоже играет важную роль в моделировании объема.
Законы светотени в рисунке
Из основ появляются законы. Следуя этим законам, вы сможете создать красивые и убедительные рисунки:
- Свет, полутень, тень, граница светотени и рефлекс имеют разную тональность. Используя один и тот же тон для тени и света, вы создадите плоский рисунок.
- Не путайте световую область. Блик и рефлекс. Самая светлая точка на предмете – блик, чуть темнее него световая область, а слабее их обоих рефлекс.
- Тон фона за предметом должен помогать увидеть предмет. Если предмет светлый, то фон темный, и наоборот.
- Старайтесь не делать черными тени, используйте тональные градиенты от темного к чуть более светлому. Любая однотонная заливка – потеря объема.
Урок по светотени
1 этап
Давайте нарисуем два простых предмета: куб и сферу, чтобы попрактиковаться и усвоить полученную информацию. Не слишком переживайте о перспективе и ровности круга, который мы превратим в объемную сферу. Сейчас внимание будем концентрировать на тональные отношения и градиент. Для выполнения упражнений заранее выбирайте материал: для более нежных градиентов выбрать мягкий карандаш или сангину, которая легко растушевывается. А для цифрового планшета выбирайте кисти по типу карандаша и более мягкие кисти, имитирующие эффект растушевки.
2 этап
Посмотрите на схему – на кубе указаны градиенты которые мы будем использовать закрашивая тон каждой стороны. А на сфере указаны участки в которых тон будет постепенно затемняться. Самым светлым будет участок под номером 1, самым темным будет участок под номером 3. Под номером 2 мы создадим промежуточный тон. А участок под номером 4 – это рефлекс, который является тенью, но немного светлее, предыдущего тона. Запомните, там где заканчивается светлая часть объекта, и начинается тень – это самое темное место тени (граница между 2 и 3). Также на схеме сразу поставим освещение – сверху слева и немного спереди.
Начните заштриховывать теневую сторону куба от ближнего угла, рассеивая тон постепенно к дальнему нижнему углу. На сфере вначале затемните участок, который является границей света и тени. Штрихи можно использовать не слишком длинны, но и не совсем коротенькие. Накладывайте группы штриховок друг на друга и слегка меняйте между ними.
3 этап
Заполняйте тон постепенно, накладывая штрихи слоями. На другой боковой стенке куба начните добавлять тон и не забывайте создавать градиентную растяжку.
4 этап
Чем больше вы затемняете рисунок, тем меньше совсем светлых участков у вас должно оставаться на рисунке. Поэтому верхнюю плоскость куба следует тоже затемнить, а у сферы добавить затемнения плотнее участок между тенью и самым светлым местом.
5 этап
На определенном этапе штриховки может возникнуть слишком сильная фактурность рисунка, поэтому если вы хотите продолжать затемнять рисунок, нужно уплотнить тон, растушевывая штрихи. Далее можно продолжить снова наслаивать штриховку, либо оставить рисунок в мягкой реалистичной технике.
6 этап
Добавляем более темные контрасты по теневым граням, а также падающие тени. Помните, что падающие и собственные тени не должны сливаться по тону. Иначе наши предметы исчезнут в сером мареве. У нас получилось собрать объемные контрастные тональные зарисовки куба и сферы!
Падающие тени
Нужно сказать и о падающих тенях. Это тени, которое отбрасывают предметы, не следует их путать с тенями собственными. Падающие тени зачастую имеют четкую границу, но внутри своих границ падающая тень неравномерна. Самый темный участок падающей тени находится на ближайшем расстоянии от предмета, создающего эту тень. Отдаляясь от предмета, тень становится слабее и соответственно светлее.
На нашей прекрасной сочной груше замечательно видно разницу между собственной и падающей тенью. Собственная тень повторяет неровности тела, морщинки, ямки и выпуклости, ее силуэт сильно изрыт. А падающая тень более четкая, а также более темная, чем собственная. В отличие от собственной тени, которая красиво огибает неровности поверхности, подчеркивая ее рельеф, падающая тень имитирует силуэт всей груши. Она похожа на стеснительную сестру-близнеца нашего фрукта.
Теперь стоит проговорить еще один важный параметр в тональном рисунке – воздушно пространственная перспектива. Это прием, который используют художники для создания глубины пространства в изображении, что делает рисунок еще более реалистичным. Этот прием заключается в усилении светотеневых контрастов, а также в более подробной прорисовке переднего плана. И наоборот, дальний план становится слегка мягким, контрасты смягчаются, границы объектов размываются и даже «списываются» между собой, то есть объединяются в общие пятна. Этот прием очень эффектно смотрится не только в пейзажных работах, где масштаб и глубина пространства очевидна, но и в натюрмортах, где глубина не такая значительная.
Посмотрите на примеры рисунков карандашом художников и проанализируйте тон, тональные отношения и контрасты между разными предметами и фоном.
На первом рисунке предметы специально изображены, как малополигональне 3D модели. Так удобнее анализировать и передавать объем и тональные переходы формы. А на двух следущющих натюрмортах рисунок плавнее, однако можно также увидеть места поворотов из светлого в темное.
Пробуйте постепенно наращивать сложность в рисунках карандашом. Передавать не только объем, но и фактуру, и цвет объекта. После того, как будете более уверенно чувствовать тональные отношения, попробуйте натюрморт из нескольких предметов разного тона с разными фактурами. К примеру, составьте композицию из белой кружки, светлого зеленого яблока и темной квадратной коробки. Так у вас будет 3 разных по форме и масштабу объекта, с 3-мя разными тональностями и 3-мя разными фактурами.
Помните, что именно благодаря тону мы с вами можем видеть объекты и воспринимать глубокое пространство. Подходите к рисованию объектов с уважением и выдержкой, не расстраивайте дона Тона!