Бесплатный вебинар «Всё о профессии 3D-художник»

старт 21 апреля

Подробнее
Корзина
Выбрать курс

Наборы курсов
со скидкой до 35%

Подробнее

Бесплатный доступ
на семь дней 🔥

Начать учиться
Выбранные курсы

Корзина пуста.

Композиция в рисунке

14 марта 2024

Композиция для художника — это краеугольный камень удачно выполненной работы. Как бы ни замечательно была отрендерена иллюстрация или подобран стиль, без хорошей композиции арт не будет привлекать внимание. Какими же правилами пользоваться для достижения удачной композиции? Разбираемся в этой статье. 

Что такое композиция

Композиция – это расположение линий, пятен, точек, объектов, персонажей, дополнительных деталей, света, штрихов, мазков – в целом всего, что мы видим на листе. Эти элементы создают области привлечения внимания зрителя или, наоборот, зон отдыха.

Все внимание привлечено к диагональному серому пятну, в котором расположена фигура. Белые области по углам – зоны отдыха для глаз. Важно помнить о гармонии усиленного внимания и ослабленного, чтобы не создать «борщ». Автор: Азат Нургалеев.

Все внимание привлечено к диагональному серому пятну, в котором расположена фигура. Белые области по углам – зоны отдыха для глаз. Важно помнить о гармонии усиленного внимания и ослабленного, чтобы не создать «борщ». Автор: Азат Нургалеев.

В самом начале важно определиться, какую работу мы хотим сделать: аналитический рисунок, серия набросков, сложная иллюстрация, портрет, паттерн или живописный натюрморт. В зависимости от задачи композиция будет развиваться по-разному.

Какая бывает композиция

Так как мы работаем на листе или цифровом холсте, то мы ограничены их форматом, и внутри него будем рассматривать ключевые свойства композиции. Расположение объекта внутри листа – интересная задача, и подойти к ее решению можно с разных сторон.

Композиция по ощущениям

Композиция бывает устойчивой или неустойчивой. Устойчивая композиция – это расположение предметов в центральной части листа. При этом у нас нет ощущения, что они слишком низко оказались к краю листа, либо прыгнули высоко вверх, либо стеснительно собрались в каком-то углу. 

Неустойчивая – когда мы чувствуем дисбаланс расположения предметов.  Для того, чтобы использовать устойчивую, уверенную компоновку, в листе нужно определить композиционный центр – это изображаемый объект, на который будет направлено внимание зрителя. Его расположение зависит от простых вводных: симметрии и асимметрии. Получается, устойчивая композиция – это симметричная композиция, неустойчивая – асимметричная.

Композиция по ощущениям

На левой схеме круг расположен симметрично по центру вертикальной оси. Его центр немного приподнят над горизонтальной осью. Когда у нас больше расстояния снизу от объекта, изображение смотрится легче. На правой схеме круг сдвинут вправо – композиция ассиметричная. Чтобы не было ощущения перевеса, надо добавить дополнительный объект для визуальной стабилизации – это не нарушит ощущение асимметрии.

Это примеры неустойчивойй композиции. Она смотрится проигрышно. Круг слишком высоко поднялся. Нам тяжело концентрировать на нем взгляд. Круг сильно опустился вниз. Есть ощущение тяжести, как будто на него давит сверху фон Круг упал вниз и коснулся краев листа. Располагатьглавный объект с краю или обрезать краями не стоит.

Это – примеры неустойчивой композиции. Она смотрится проигрышно. Первая картинка – круг слишком высоко поднялся, нам тяжело концентрировать на нем взгляд. Вторая картинка – круг сильно опустился вниз. Есть ощущение тяжести, как будто на него давит сверху фон. Третья картинка – круг упал вниз и коснулся краев листа. Располагать главный объект с краю или обрезать краями не стоит.

Движение в композиции

Симметрия приводит к статике, асимметрия – к динамике. И наша композиция может быть либо статичной, неподвижной, уверенной и очень равновесной, либо динамической, игривой, с энергичными движениями.

На рабте Legh Mulhall Kilpin “Хрустальный шар» мы видим симметричную композицию, девушка устойчиво расположена на холсте, без движения. Мы смотрим только на нее в застывшем моменте.

В работе Legh Mulhall Kilpin «Хрустальный шар» мы видим симметричную композицию, девушка устойчиво расположена на холсте, без движения. Мы смотрим только на нее в застывшем моменте.

На второй картине Жюля Луи Машара "Андромеда прикованная к скале" очень сильно чувствуется динамика, фигура смещена от центра по диагонали влево, пейзаж также помогает почувствовать движение.

На картине Жюля Луи Машара «Андромеда, прикованная к скале» очень сильно чувствуется динамика, фигура смещена от центра по диагонали влево, пейзаж также помогает почувствовать движение.

На третьем холсте - скрытая динамика. В симметричной композиции присутствуют ассиметричные детали и наклонные линии (локоны падают в разных направлениях, правый локоть опустился ниже левого, лицо немного повернуто вправо, а взгляд влево вниз). «Тщеславие», Фрэнк Кадоган Коупер.

На этом холсте – скрытая динамика. В симметричной композиции присутствуют ассиметричные детали и наклонные линии (локоны падают в разных направлениях, правый локоть опустился ниже левого, лицо немного повернуто вправо, а взгляд – влево вниз). Автор: Фрэнк Кадоган Коупер, «Тщеславие». 

Единство в композиции

Картины, рисунки, арты состоят из множества компонентов. В хорошей удачной работе они смотрятся гармонично, слаженно зарифмованы друг с другом. Композиция может быть цельной или дробной. Кода в нашем листе все элементы не подчинены друг другу, не выявлен главный акцент, все объекты разнятся по форме, цвету, то мы получаем дробную композицию. 

Оба примера хорошо иллюстрируют гармонию персонажей, окружения, предметов между друг другом. Композиция цельная, не дробная. Генрих Семирадский, фрагмент картины “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. Концепт справа - автор Николай Андрейченко, курс 2D-графика High

Оба примера хорошо иллюстрируют гармонию персонажей, окружения, предметов между друг другом. Композиция цельная, не дробная. Генрих Семирадский, фрагмент картины “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. Концепт справа - автор Николай Андрейченко, курс 2D-графика High

Оба примера хорошо иллюстрируют гармонию персонажей, окружения, предметов между друг другом. Композиция цельная, не дробная. Первая работа – Генрих Семирадский, фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», вторая – концепт Николая Андрейченко, курс 2D-графика High.

Основы композиции для начинающих художников: базовые правила построения иллюстрации

Основа любой композиции – это композиционный центр. Другими словами, главный изображаемый объект. В поиске композиционного центра нам помогут несколько приемов:

  1. Пересечение диагоналей и осей

Располагаем объект по центру пересечения осей или диагоналей, проведенных из угла в угол. Получаем статичное и симметричное расположение.

Пересечение диагоналей и осей

  1. Правило долей

Располагаем объект выше горизонтальной оси, подпрыгиваем вверх, как будто гравитация очень слабая. Снизу листа объекту нужен помощник-плоскость или предмет, от которого наш центр отталкивается. Или располагаем ниже оси, тогда гравитация будет действовать визуально сильнее, сверху тоже нужен дополнительный объект, чтобы уравновесить созданное давление.

Правило Долей

  1. Правило третей

Делим наш лист на три вертикальных и горизонтальных оси. Получаем сетку «крестики-нолики». Располагаем наш объект в крайней трети, в двух крайних третях, или совмещаем ось объекта с отмеченной осью.

Правило Третей

  1. Золотое сечение

Мы привыкли видеть схему в виде завитушки аммонита – это визуализация числовой пропорции закона Фибоначчи, в которой каждый последующий отрезок увеличивается на определенный коэффициент. Наш объект или объекты располагаются на ключевых осях или внутри области завитка.

Черепа Андрея Сурнова расположены по движению завитка золотого сечения.

Черепа Андрея Сурнова расположены по движению завитка золотого сечения.

В золотом сечении используются треугольники, образованные диагоналями пропорциональных друг другу фигур. Мы используем эти диагонали, пересекающиеся под углом в 90 градусов. Драпировка зарифмована с ними. Автор: Винокурова Анна, курс Рисунок.

В золотом сечении используются треугольники, образованные диагоналями пропорциональных друг другу фигур. Мы используем эти диагонали, пересекающиеся под углом в 90 градусов. Драпировка зарифмована с ними. Автор: Анна Винокурова, курс Рисунок.

Необходимо помнить, что с приемами можно экспериментировать и перемещать центр внутри найденных областей. Композиционный центр – это не точка и не пиксель, а целая область. Композиционный центр может быть одним объектом, а может состоять из нескольких.

На этюде лимона Эдуарда Мане у нас главное и центральное – лимон.

На этюде лимона Эдуарда Мане у нас главное и центральное – лимон.

На листе целая серия фруктов. Они образуют паттерн, их семейка считывается визуально, как одиное целое. Автор: Мухоррянова Алена, курс sketching.

На листе – целая серия фруктов. Они образуют паттерн, их семейка считывается визуально, как единое целое. Автор: Алена Мухоррянова, экспресс-курс Скетчинг.

Как построить сетку для композиции в цифровом рисовании

В программах для рисования вдвойне удобнее использовать сетки. Их можно сделать полупрозрачными, включать и выключать, подсматривать и быстро корректировать ошибки. 

Сетку можно нарисовать вручную, настроив подсказку: в Adobe Photoshop на панели «Просмотр» найти пункт «Показать» и выбрать «Сетка».

Как построить сетку для композиции в цифровом рисовании

Появится сетка, после чего надо настроить ее параметры под удобное вам композиционное правило долей или третей.

композиционное правило  долей или третей

композиционное правило  долей или третей

Изменяйте значения в пункте «Линия через каждые», чтобы увеличить или уменьшить количество направляющих. Сочетанием клавиш CTRL+H можно включать и выключать сетку.

В Procreate также можно настроить сетку. Заходите в панель «Действия», выбираете пункт «Холст», включаете «Направляющие» и переходите в «Править направляющие». Вы перейдете в окно, в котором сможете настроить количество осей, прозрачность, цвет и угол наклона сетки.

количество осей, прозрачность, цвет и угол наклона сетки

Основы композиции для начинающих художников: базовые правила построения иллюстрации

Не всегда мы рисуем единичный объект. Особенно, если создается многоплановая сложная иллюстрация. Если она будет однородной, с одинаковыми элементами, масштабами, паттернами, то не будет привлекательной. Чтобы избежать этого, пользуйтесь следующими правилами для построения иллюстрации:

  1. Ритмы, а не подобие

Ритмы размеров деталей, расстояний между предметами,  высоких и низких элементов всегда помогают создать интересную композицию. Однородное повторение кажется фоновым рисунком и не привлекает внимания.

Натюрморт Джорджио Моранди монотонный, все элементы смотрятся идентично друг другу.

Натюрморт Джорджио Моранди монотонный, все элементы смотрятся идентично друг другу.

Во втором натюрморте использованы ритмы высот, ширин, расстояний .Автор: Абоимова Анна, курс 2D графика Basic.
Во втором натюрморте использованы ритмы высот, ширин, расстояний. Автор: Анна Абоимова, курс 2D-графика Basic.
  1. Пустоты

Пустое пространство без большого количества деталей помогает создать область расслабленного внимания.  Островки отдыха необходимы, чтобы распределить внимание наблюдателя и не перегрузить его большим количеством информации.

Вокруг центрального персонажа много воздуха и свободы, задний план прячется в сумраке темного стекла. Благодаря этому эффекту наше внимание сконцентрировано на девушке.Автор: Андрей Сурнов.

Вокруг центрального персонажа много воздуха и свободы, задний план прячется в сумраке темного стекла. Благодаря этому эффекту наше внимание сконцентрировано на девушке. Автор: Андрей Сурнов.

  1. Разномасштабность

Варьируйте размеры деталей, соотношения масс фона и переднего плана, главного персонажа и окружения. Снова создавайте ритмы масштабов, чтобы иллюстрация не казалась скучной. Сочетайте макромир и микромир.

Персонажи разного масштаба, окружены огромным по сравнению с ними пространством окружения. Воды намного больше берега, а на ее поверхности заметны совсем микроскопические детали: листья кувшинок, водоросли, блики. Все вместе создает круговорот событий, который затягивает нас в сюжет, хочется изучать иллюстрацию. Автор Парфенова Елизавета.

Персонажи разного масштаба, окружены огромным по сравнению с ними пространством окружения. Воды намного больше берега, а на ее поверхности заметны совсем микроскопические детали: листья кувшинок, водоросли, блики. Все вместе создает круговорот событий, который затягивает нас в сюжет, хочется изучать иллюстрацию. Автор Парфенова Елизавета.

Персонажи разного масштаба окружены огромным по сравнению с ними пространством окружения. Воды намного больше берега, а на ее поверхности заметны совсем микроскопические детали: листья кувшинок, водоросли, блики. Все вместе создает круговорот событий, который затягивает нас в сюжет, хочется изучать иллюстрацию. Автор: Елизавета Парфенова.

  1. Контрасты

Контрасты могут быть не только в размерах и расстояниях между предметами. Они могут проявляться в сочетании форм, разности силуэтов, степени проработки. 

Контрасты

  1. Соединения

Соприкосновения предметов краями выглядят напряженно, привлекают  к себе слишком много внимания. Лучше заводить объекты друг за друга или оставлять между ними расстояние.  К примеру, на натюрморте Дика Кета между предметами воздух,  они связаны фоном. При этом диагонали листов, книжки, тканей на столе не касаются их краев, уверенно цепляются за горлышки  и плечики посуды.

Соединения

Художественная композиция

Композиция используется в разных сферах, но приемы из дизайна или проектного искусства могут не подойти в художественных задачах. В творческих работах больше свободы, неординарных решений. Акцент делается больше на чувственную часть, чем на рациональную, так как арт должен цеплять внимание, стать близким эмоционально, а не только нести информацию. 

Не стоит сильно структурировать иллюстрации на подобии верстки плаката или журнала, потому что чрезмерная упорядоченность сделает ее сухой и безжизненной.

Лист с концептом персонажа собран структурно, информация распределена на подтемы (лайн, ракурсы, общий вид). Но при этом больше акцента на цвет, эмоции, позу. Автор: куратор Луговая Валерия.

Лист с концептом персонажа собран структурно, информация распределена на подтемы (лайн, ракурсы, общий вид). Но при этом больше акцента на цвет, эмоции, позу. Автор: Валерия Луговая.

«Проун» Эля Лисицкого ближе к дизайну, проектной живописи. В данной композиции больше смысловых и рациональных структур.

«Проун» Эля Лисицкого ближе к дизайну, проектной живописи. В композиции больше смысловых и рациональных структур. Художественная композиция

В зимнем пейзаже хорошо прослеживаются порядок вертикальных ритмов, острых и мягких форм, границы пространства земли, леса и неба. Структуры в нем много, но, в первую очередь, нас цепляют сюжет, художественные приемы, эмоциональное наполнение. Автор: Валерия Шамсутдинова, курс Дизайн окружения в 2D.

Как создать композицию в живописи

Основные законы композиции применяются и в живописи. Композиция должна быть ясной по смыслу, цельной, контрастной, все включенные в нее элементы соподчинены друг другу и гармонично расположены на холсте. Также изображение должно быть выразительным, то есть цеплять зрителя концепцией, чем-то новым, колоритом.  Надо учитывать, что, помимо тона, будет использоваться цвет. Он же будет управлять вниманием смотрящего, направлять его то на композиционный центр, то на второстепенные сюжеты. 

А при работе с цветом есть базовые советы, которые помогут улучшить композицию:

  1. Гармоничная палитра

При выборе цветовых сочетаний не стоит смешивать все имеющиеся цвета, они будут создавать шум и спорить друг с другом. Лучше найти закономерные сочетания. Можно использовать комплиментарные цвета (цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге), сближенные оттенки (соседствующие в цветовом круге цвета), контрастное сочетание (один насыщенный цвет с более монохромными), тепло-холодную палитру (часть оттенков выглядит более теплой, вторая – более холодной).

Закатный пейзаж Аркадия Рылова яркий, насыщенный, но цвета подобраны по принципу комплиментарности. Синему соотвествует оранжевый цвет по цветовому кругу. Художник использует их родственные сочетания.

Закатный пейзаж Аркадия Рылова яркий, насыщенный, но цвета подобраны по принципу комплементарности. Синему соответствует оранжевый цвет по цветовому кругу. Художник использует их родственные сочетания.

Колорит морского пейзажа создан Николаем Дубовским из нежных сближенных цветов. Мы видим множество нюансных оттенков голубого, синего и сиреневого.

Колорит морского пейзажа создан Николаем Дубовским из нежных сближенных цветов. Мы видим множество нюансных оттенков голубого, синего и сиреневого.

  1. Влияние цвета на эмоции

Цвет сильно влияет на наше восприятие,  вызывает эмоциональную связь, оттенки могут вызывать ассоциации и чувства при взгляде на картину. Есть общепринятые чувственные закономерности: 

  • Красный связан со страстью, волнением, опасностью
  • Зеленый – позитивный, умиротворенный
  • Синий – спокойный, гармоничный или печальный
  • Желтый и оранжевый – энергичный, радостный
  • Белый – нейтральный, чистый, светлый
  • Черный – строгий, напряженный, величественный

При первом взгляде на холст мы видим прекрасную девушку в красном платье на маковой поляне. При более длительном рассматривании замечаем усыпленного или убитого. Значение красного из страстного переходит в опасное, напряженное. Не зря работа называется “Безжалостная красавица”. автор: Фрэнк Кадоган Коупер.

При первом взгляде на холст мы видим прекрасную девушку в красном платье на маковой поляне. При более длительном рассматривании замечаем усыпленного или убитого, и значение красного из страстного переходит в опасное, напряженное. Не зря работа называется «Безжалостная красавица». Автор: Фрэнк Кадоган Коупер.

  1. Контрастные цвета

Если нам нужно привлечь внимание к какому-то сюжету или области внутри нашего холста, мы будем использовать больше контрастных сочетаний в этом месте, а вокруг – менее контрастную и спокойную палитру.

  В тематическом интерьере светом выделено кресло. В этой области получилось очень контрастное сочетание цветов (оранжевые, золотистые, розовые, синие, зеленые). А вокруг все остальные участники окутаны фиолетово-синей дымкой. Автор: Дария Степанова, курс 2D pro.

В тематическом интерьере светом выделено кресло. В этой области получилось очень контрастное сочетание цветов (оранжевые, золотистые, розовые, синие, зеленые). А вокруг все остальные участники окутаны фиолетово-синей дымкой. Автор: Дария Степанова, курс 2D pro.

В тематическом интерьере светом выделено кресло. В этой области получилось очень контрастное сочетание цветов (оранжевые, золотистые, розовые, синие, зеленые), а вокруг все остальные участники окутаны фиолетово-синей дымкой. Автор: Дария Степанова, курс 2D-графика Pro.

  1. Тепло-холодные цвета

Освещение бывает теплым и холодным. Теплому соответствуют холодные тени, а холодному – наоборот. Нужно всегда помнить о выбранном стиле света и не путать режимы между собой, иначе будет возникать путаница и ощущение неправды.

Мы видим солнечный яркий день, юноша выводит коня на берег, все окутано теплым летним светом. В тенях мы видим больше холодных оттенков (иолетовых, зеленоватых и синих), чем на освещенных элементах. “Купание коня”, автор: Хоакин Соролья.

Мы видим солнечный яркий день, юноша выводит коня на берег, все окутано теплым летним светом. В тенях мы видим больше холодных оттенков (фиолетовых, зеленоватых и синих), чем на освещенных элементах. Автор: Хоакин Соролья, «Купание коня».

Понятие композиции в рисунке и ее виды

Мы используем композицию в разных направлениях, в том числе и в рисунке: выбор материала не влияет на ее качество, он лишь добавляет определенный характер и «вкусность» финальной работе. 

Основные законы композиции остаются неизменными: для рисунка также важна идея, уравновешенность, сбалансированное распределение объектов в листе, единство элементов, стиль. Мы используем принципы поиска композиционного центра с помощью осей, правила третей или долей, золотого сечения. 

В рисунке зачастую мы используем линию и пятно. Важно помнить:

  • Линия должна быть разной

Толщина зависит от силы нажатия на материал. Если мы сделаем весь рисунок одинаковой линией, то он будет довольно скучным. Изменяйте нажим и толщину отпечатка.

  • От толщины линии зависит глубина пространства

Чем толще линия, тем ближе она к нам в пространстве, а чем тоньше, тем сильнее отдаляется. Этот прием помогает создать ощущение глубокого пространства.

  • Линия и штрих управляют вниманием

Более динамичная линия становится акцентом, более резкий энергичный штрих приковывает к себе внимание, а плавные линии и растушеванные штрихи выглядят незаметными. Если хотите выделить элемент рисунка, примените активную штриховку и более толстую линию, а задний план ослабьте.

На зарисовке пучка тюльпанов на передний план выступают листья и корешки с более жирными штрихами и активной линией границы. Композиция простая, отцентрована по осям, все внимание на растения. Курс: Рисунок. Автор: Женя Шубина.

На зарисовке пучка тюльпанов на передний план выступают листья и корешки с более жирными штрихами и активной линией границы. Композиция простая, отцентрована по осям, все внимание на растения. Автор: Женя Шубина, курс Рисунок.

Городской фэнтещийный пейзаж создан при помощи правила третей. Основные элементы распределены по осям сетки “крестики-нолики”. А ближние к нам здания имеют более заметный штрих и ярковыраенную линию силуэта. Курс: Рисунок. Автор: Александра Хорошева.

Городской фэнтезийный пейзаж создан при помощи правила третей. Основные элементы распределены по осям сетки «крестики-нолики», а ближние к нам здания имеют более заметный штрих и ярко выраженную линию силуэта. Автор: Александра Хорошева, курс Рисунок.

Выделение композиционного центра в рисунке

Существует несколько приемов, помогающих акцентировать композиционный центр, сделать его более заметным, ярким и эффектным:

  • Тональный контраст 

Стараемся выбрать разный тон для центра и окружения. Получим два варианта: темное на светлом или светлое на темном. 

  • Цветовой акцент

Если мы работаем с цветным рисунком цветными карандашами или маркерами, то усиливаем насыщенность колорита нашего центрального объекта, а окружение вокруг него оставляем более нейтральным.

  • Выделение светом

Этот прием похож на усиление тонального контраста, только мы усиливаем освещение, направленное на главный элемент. Делаем активный светораздел, а фон также оставляем нейтральным.

  • Контраст масштабов

Наш ключевой центр делаем нарочито крупнее, а детали вокруг – меньше, или наоборот. Это помогает сконцентрировать внимание на единично гигантской или маленькой части.

  • Выделение силуэтом

Мы создаем различие в  количестве деталей в силуэте формы нашего центра и окружения. Наш объект или персонаж может иметь сложные формы краев, острые края, много мелких подробностей, а окружение будет проще, лаконичней.

  • Выделение теплохолодностью

Композиционный центр может иметь более теплый колорит на более холодном фоне, или более холодный колорит, чем у окружения.

  • Выделение поддержкой окружения

Окружение направлено к центру, стремится к главному. Это могут быть прямые штрихи, мазки, направленные к центру, дуги, поддерживающие его.

Мы видим несколько приемов в иллюстраци: цветовой контраст, поддержка оружения, выделение силуэто и светом. Чувствуется стремление композиции к центру и вправо, ритм линий теней, перспективных сокращение комнаты направлен на входящего персонажа. Авторы: Азат Нургалеев, Ринат Хабиров, Елизавета Парфенова.

Мы видим несколько приемов в иллюстрации: цветовой контраст, поддержка окружения, выделение силуэтом и светом. Чувствуется стремление композиции к центру и вправо, ритм линий теней, перспективных сокращений комнаты направлен на входящего персонажа. Авторы: Азат Нургалеев, Ринат Хабиров, Елизавета Парфенова.

Основные законы композиции. Секреты великих картин

Старые мастера изучали законы композиции, экспериментировали и создавали эффектные полотна. Художники знали секрет, что композиция – это искусство привести к единому выразительному целому большое количество деталей на холсте, а самое главное – не идти в угоду физическим законам и доскональному копированию мира вокруг.  Они пробовали сочетать разные приемы, чтобы достичь максимальной связи со зрителем. 

Давайте возьмем в качестве примера известную фреску Леонардо Да Винчи. В одной работе используется не одна сетка: она скомбинирована из двух приемов. Фигуры в картине взаимодействуют между собой и со зрителем, и он становится участником сюжета.  Здесь встречаются два пространства: глубокое (направляющие темных квадратов по стенам к далекому пейзажу за окном) и плоское (ограниченное столом). Мы ощущаем контраст не только тоновой, но и пространственный. 

Композиция занижена, что должно создать дискомфортное ощущение падения вниз, но благодаря этому на фреске много воздуха и объема.  Главный герой окружен пустотой, но в тоже время люди жестами или взглядами указывают в его сторону –  перспективные сокращения незримо направлены на него. Художник использовал не открытый прием выявления композиционного центра, а спрятал его.  Также он компонует персонажей в разные геометрические формы (прямоугольники и противопоставленный им треугольник). 

Основные законы композиции. Секреты великих картин

Композиция с фигурами людей

Главной доминантой при работе с фигурами  становится, конечно же, фигура – ее надо разместить в листе органично. Композиция может быть однофигурной и многофигурной.

1. Однофигурная композиция

Ключевая задача – поместить фигуру по центру листа, немного приподняв ее вверх, так как визуально нижнее пространство пустоты будет сужаться из-за особенностей зрительного восприятия. Не старайтесь сделать очень крупную или мелкую фигуру.

Первая фигура самая удачная по расположению в листе. Она по центру. Немного приподнята, но сверху и снизу у нее есть свободное пространство, в кором она комфортно себя чувствует. Центральный и правый вариант - не очень хорошо. Либо слишком много пустого пространства, либо фигура вошлв враспор и касется краев листа.

Первая фигура самая удачная по расположению в листе – она по центру, немного приподнята, но сверху и снизу у нее есть свободное пространство, в котором она комфортно себя чувствует. Центральный и правый вариант – не очень хорошо: либо слишком много пустого пространства, либо фигура вошла в распор и касается краев листа.

2. Фигура с фоном

Фигура должна взаимодействовать с окружением, так как теперь у вас не один объект для изображения, а несколько. Располагайте их как целую систему, сразу обдумывая место для всех объектов из композиции. Окружением могут быть, к примеру, предметы, пейзаж, стена. Важно помнить, что фон должен помогать выявлять фигуру в листе.

На схеме статичная композиция, человек расположился в левой половине листа, а куб и шар уравновешивают композицию справа.В центральном рисунке все внимание отдано фигуре, она крупная к формату листа, а фон простой. На правой фон сложнее и взаимодействует с рукой, как ее продолжение. Как будто рукой запустили волну. Автор: азат Нургалеев.

На схеме изображена статичная композиция, человек расположился в левой половине листа, а куб и шар уравновешивают композицию.

На схеме статичная композиция, человек расположился в левой половине листа, а куб и шар уравновешивают композицию справа.В центральном рисунке все внимание отдано фигуре, она крупная к формату листа, а фон простой. На правой фон сложнее и взаимодействует с рукой, как ее продолжение. Как будто рукой запустили волну. Автор: азат Нургалеев.

 

На этом рисунке все внимание отдано фигуре, она крупная по отношению к формату листа, а фон простой.

На схеме статичная композиция, человек расположился в левой половине листа, а куб и шар уравновешивают композицию справа.В центральном рисунке все внимание отдано фигуре, она крупная к формату листа, а фон простой. На правой фон сложнее и взаимодействует с рукой, как ее продолжение. Как будто рукой запустили волну. Автор: азат Нургалеев.
В этой работе фон сложнее и взаимодействует с рукой, как ее продолжение, словно рукой запустили волну. Автор: Азат Нургалеев.

3. Многофигурная композиция

В многофигурной композиции важно создать систему смысловой связи между персонажами. Они могут быть обращены друг на друга, соприкасаться, передавать какие-то предметы, разговаривать или, наоборот, быть в ссоре. Если же мы просто изобразим ряд фигур, то каждая будет выглядеть отдельно, как будто в каталоге. Поэтому необходимо расставить приоритеты, выявить самую главную фигуру и сложнее проработать ее тон, силуэт, сделать объемнее – это позволит создать глубину пространства и расставить нужные акценты.

На рисунках Пауля Рубенса фигуры связаны сюжетом, движением, пластикой, есть зоны более объемного и “вкусного” наполнения, а есть попроще, не цепляющие взгляд.

На рисунках Пауля Рубенса фигуры связаны сюжетом, движением, пластикой, есть зоны более объемного и “вкусного” наполнения, а есть попроще, не цепляющие взгляд.

На рисунках Пауля Рубенса фигуры связаны сюжетом, движением, пластикой,  есть зоны более объемного наполнения, а есть попроще, не цепляющие взгляд.

Композиция – очень интересный феномен. Ее принципы помогут создать более привлекательный и яркий арт, и о ней не стоит забывать: играйте с приемами и пробуйте новые решения!