Академический рисунок — это вид изобразительного искусства, который помогает передавать объем и фактуру предмета при помощи линии, штриха и светотени. Он является древнейшей разновидностью изобразительного искусства и подвидом графики.
В ходе работы над академическим рисунком, вы учитесь изображать объемные фигуры, определять для них идеальное место в композиции, изучаете законы перспективы, прокачиваете навыки компоновки предметов на листе бумаги, умение верно отражать пропорции, создавать светотеневую моделировку формы и передавать фактуру предметов.
В академическом рисунке применяются линейно-конструктивный и тональный методы рисования.
Линейно-конструктивный рисунок
Линейно-конструктивный метод акцентирует внимание на линейных контурах объекта, чтобы создать четкую структуру и форму объекта. Линией хорошо работать на этапе поиска пропорции, компоновки в листе и построения формы. Линейно-конструктивный метод также используется для анатомических рисунков человека и набросков с натуры.
Тональный рисунок
Метод тонального подхода в рисовании фокусируется на передаче тонов и полутонов для создания объема и глубины в рисунке. Он использует светотени, чтобы подчеркнуть объем объектов.
Тональный метод широко применяется при создании реалистичных натюрмортов, портретов, пейзажей и других изображений. Он позволяет художнику передать свет и тень, делая рисунок более объемным.
Оба метода могут использоваться вместе для создания более сложных и интересных художественных произведений, а выбор между ними зависит от целей художника и характера изображаемого объекта.
Значение академического рисунка
У академического рисунка множество значений и применений. Во-первых, он является основой для развития художественных навыков и мастерства. Он помогает художникам развить глазомер для точной передачи формы и пропорций, понять светотени и перспективу.
Академический рисунок позволяет художникам улучшить свою технику и стиль, развить свою индивидуальность в искусстве.
Кроме того, академический рисунок часто используется в образовательных целях, включая изучение анатомии, архитектуры и дизайна. Он развивает воображение, наблюдательность и насмотренность, а также помогает грамотно строить объекты, передавать их объем, светотеневые и фактурные характеристики.
Академический рисунок может быть использован в качестве предварительного этапа перед созданием полноценных произведений иллюстрации, живописи или гравюры. Пользуясь им, художники могут экспериментировать с ракурсом, композицией и текстурой, разрабатывать идеи для будущих работ.
Академический рисунок полезен для художников, дизайнеров, архитекторов, скульпторов и для всех, кто интересуется изобразительным искусством.
История академического рисунка
История рисунка начинается с древних времен, когда люди начали изображать сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации, но история именно академического рисунка связана с развитием высшего образования в области изобразительного искусства. Этот стиль и метод обучения рисованию получили широкое распространение в академиях и художественных школах Европы, особенно в XVII-XIX веках.
- Ранний период: возникновение академического рисунка связано с идеями классицизма и влиянием итальянского Возрождения. В эпоху Возрождения в Италии в XV веке начали формироваться академии и художественные школы, где рисунок рассматривался как важный элемент обучения.
- Барокко и Рококо: в XVII-XVIII веках академический рисунок стал более сложным и изысканным под влиянием барокко и рококо. Художники стремились к совершенству в рисунке, учились изображать анатомические детали и выражать эмоции.
- Академия изящных искусств: в XVII веке во Франции была основана «Академия изящных искусств» (Académie royale de peinture et de sculpture), которая стала важным центром академического искусства. Академия определяла стандарты и правила в искусстве, включая требования к рисунку.
- Классицизм: в конце XVIII века и в XIX веке академический рисунок стал отражением классицизма. Художники стремились к совершенству формы и композиции, следуя идеалам древнегреческого искусства.
- Реакция против академизма: в конце XIX века многие художники начали выступать против академических традиций, стремясь к новым формам и стилям, таким как импрессионизм и постимпрессионизм.
- Постепенное изменение: в XX веке академический рисунок стал менее строгим и разнообразным. Современные художественные школы и академии обычно предоставляют студентам больше свободы в выборе стилей и техник.
История академического рисунка отражает изменения в художественной практике, взглядах на искусство и методах обучения в течение многих веков. В настоящее время академический рисунок может рассматриваться как один из многих подходов к изобразительному искусству, и художники имеют возможность экспериментировать с различными стилями и техниками.
Основные понятия в академическом рисунке
- Композиция — расположение элементов на холсте или бумаге. Художник должен определить, какие элементы будут включены в работу, и как они будут расположены. Композиция может быть симметричной или асимметричной, также нужно следить за ее сбалансированностью.
- Пропорции. Художник должен определить, какие элементы будут больше, а какие меньше, и как они будут соотноситься друг с другом.
Пропорции могут быть реалистичными или слегка искаженными для создания большей художественной выразительности. Для формирования чувства пропорций художник должен много работать с натурой: начинать от самых простых объектов (геометрические фигуры из гипса, натюрморты с фруктами,овощами и др.) и заканчивать рисованием фигуры человека, делая множество набросков, подмечая важные пропорции и детали, которые сложно узнать только из учебников по пластической анатомии.
- Перспектива — способность изображать трехмерные объекты на плоскости. Художник должен определить, какие элементы будут на переднем плане, а какие — на заднем, и как они будут соотноситься друг с другом. Перспектива может быть линейной или воздушной.
Для линейной перспективы используются методы построения с одной, двумя или тремя точками схода. Для воздушной перспективы используют различные эффекты, чтобы передний план был выделен контрастом, четкостью и детализированностью по отношению к дальнему.
- Светотень — использование света и тени для создания объема и глубины в рисунке. Художник должен определить, откуда идет свет, и как он падает на элементы в рисунке. Для создания светотени можно использовать штриховку или растушевку в зависимости от того, какой эффект мы хотим передать — более реалистичный или стилизованный графический стиль.
- Штрих и фактура. Чтобы рисунок был более интересным, в нем должны быть разные текстуры, они не должны притягивать к себе слишком много внимания, но они хорошо насыщают и обогащают рисунок. Можно использовать различные штрихи, линии в разных направлениях, точки и т.д..
Штрих используется для создания теней, добавления объема к формам или подчеркивания текстуры поверхности объектов. Художник может использовать различные техники штриховки, чтобы добиться определенного визуального эффекта, имитируя фактуру предмета.
- Линия. Линии используются для создания контуров и деталей объектов. Они могут быть четкими или мягкими, прямыми или изогнутыми, их разнообразие позволяет передавать различные эффекты и настроение в рисунке.
Это лишь некоторые из понятий, которые используются в академическом рисунке. Они помогают художнику создавать качественные произведения, которые выглядят реалистично и имеют глубину и объем.
Академический рисунок карандашом
Карандаш — один из самых популярных инструментов, используемых в академическом рисунке. Он позволяет создавать реалистичные изображения, передавая объем и фактуру предмета при помощи светотени.
Принцип рисования карандашом заключается в использовании различных техник штриховки с помощью которых получаются различные эффекты светотени и фактуры. Например, для создания теней можно использовать технику перекрестной штриховки, а для создания более мягких переходов между светлыми и темными участками — технику растушевки. Так же карандаш очень хорошо подходит для линейно-конструктивного рисунка, в котором мы выстраиваем структуру объема, после чего уже моделируем объем светотеневыми градиентами.
Чтобы делать наброски с натуры, тоже нужен карандаш, только он должен быть мягким. Такой карандаш позволяет очень легко создать контрастную живую линию, контролируя ее степенью нажима, усиливая толщину и контрастность в нужных местах.
Ошибки, которые допускают во время работы над рисунком
Ошибки, которые допускают во время работы над рисунком, могут быть связаны с неправильным выбором масштаба, пропорций, перспективы, светотени и фактуры, ошибки в анатомии человека. Может оказаться, что человек-художник сделал слишком много деталей, проработав каждый участок своего рисунка, тем самым перегрузив свою работу информацией.
Использование карандаша неправильной твердости может привести к тому, что рисунок будет выглядеть блеклым или слишком темным. Рисование с фотографий — тоже не очень подходящий вариант, когда вы учитесь рисовать. Дело в том, что фотографии искажают силуэты предметов и упрощают светотеневые отношения — это может привести к тому, что рисунок будет выглядеть плоским, а свет — недостоверным, и рисунок окажется кривым и нереалистичным.
Это некоторые из ошибок, которые могут возникнуть при работе над академическим рисунком. Однако, с помощью практики и обучения, эти ошибки могут быть исправлены, и художник будет создавать качественные произведения.
Изучение академического рисунка обычно включает в себя определенную последовательность этапов, начиная с освоения основных навыков и постепенного перехода к более сложным аспектам. Если вы только начинаете рисовать, то можно начать с изучения основных элементов, использующихся в академическом рисунке — линии, штриха, перспективы, светотеневой моделировки формы.
Видео: Почему нужны знания АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА?
Студент курса Фигура-HIGH Базуров Артем рассказывает о том, почему важны знания академического рисунка, даже если Вы выбрали для себя – цифровую живопись, 3D, или что-то еще.