Бесплатный вебинар «Всё о профессии 3D-художник»

старт 21 апреля

Подробнее
Корзина
Выбрать курс

Наборы курсов
со скидкой до 35%

Подробнее

Бесплатный доступ
на семь дней 🔥

Начать учиться
Выбранные курсы

Корзина пуста.

Перспектива в рисунке

14 марта 2024

 

Перспектива — один из важнейших инструментов, которым должен владеть художник. Правильно используя перспективу, вы сможете верно изобразить любой предмет, окружение или персонажа. В этой статье мы обсудим основные правила построения линейной перспективы и познакомимся с другими ее видами.

 

Работа кураторов: Лиза Парфёнова, Азат Нургалеев
Работа кураторов: Лиза Парфёнова, Азат Нургалеев

 

Линейная перспектива: что это такое и зачем она нужна

Линейная перспектива необходима художникам и архитекторам для достоверной передачи пространства — это делает изображения более естественными и правдоподобными. Также она используется для композиционного построения и создания эффекта глубины в рисунке.

Изображение объекта напрямую зависит от перспективы — она влияет на восприятие размера, формы, расстояния и местоположения объекта на изображении или в пространстве, а также задает ракурс, с которого мы смотрим на предмет.

Рисунок предмета в перспективе. Автор: Маргарита Зайкина, курс Рисунок Basic
Рисунок предмета в перспективе. Автор: Маргарита Зайкина, курс Рисунок Basic

 

Основы линейной перспективы в рисунке

Основные принципы работы линейной перспективы включают следующие правила:

  • Схождение линий. В линейной перспективе параллельные линии или края объектов на изображении сходятся в одной или нескольких точках;
  • Уменьшение размеров. Объекты, находящиеся дальше от точки обзора, изображаются в меньшем масштабе, чем ближние объекты, чтобы передать ощущение удаленности;
  • Линия горизонта. Определение уровня глаз зрителя относительно изображаемых объектов помогает определить угол обзора и точку схода;
  • Воздушная перспектива. Использование изменения цвета, контраста и четкости для передачи ощущения расстояния и глубины в пространстве;
  • Точки схода. Определяют направление сходящихся линий и создают ощущение глубины и объема на изображении.
     

Недостатки линейной перспективы

Несмотря на то, что линейная перспектива является мощным инструментом для создания впечатления глубины и пространства на плоскости, у нее есть свои недостатки:

  • Искажение при больших углах. При слишком больших углах обзора или при изображении объектов, находящихся близко к точке схода, линейная перспектива может создавать искажения и нереалистичные пропорции;
  • Ограничения в применении. Линейная перспектива ориентирована на отображение пространства с точки зрения одного зрителя — это может стать ограничением в случае, если требуется передать визуальную информацию с нескольких точек обзора или с разных уровней высоты;
  • Сложность при построении необычных форм. При изображении объектов с множеством деталей и поверхностей, использование линейной перспективы может потребовать значительных усилий и точности для достижения реалистичного эффекта;
  • Неэффективность для абстрактных работ. В случае работы с абстрактными или стилизованными изображениями, линейная перспектива может ограничивать творческую свободу и выразительные возможности художника.

Ее недостатки могут быть компенсированы другими методами рисунка и композиции, такими как воздушная перспектива, изменение масштабов и форм для создания визуального интереса и гармонии.

 

Основные виды линейной перспективы

1 Фронтальная (одноточечная) перспектива:

  • В одноточечной перспективе параллельные линии, идущие от объектов, сходятся в одной точке на горизонте;
  • Этот вид перспективы часто используется для изображений, где зритель смотрит прямо на объект или сцену, предметы размещены фронтально и их боковые стороны нам не видны.

 

2. Двухточечная перспектива:

  • В двухточечной перспективе параллельные линии сходятся к двум различным точкам на горизонте;
  • Этот тип перспективы широко применяется для изображения улиц, зданий и других объектов, расположенных под углом к наблюдателю.

Сундук в двухточечной перспективе. Автор: Дарья Костомарова, курс Рисунок Basic

Сундук в двухточечной перспективе. Автор: Дарья Костомарова, курс Рисунок Basic3. Трехточечная перспектива:

  • Трехточечная перспектива используется для изображений, где объекты расположены так, будто мы смотрим на них снизу или сверху;
  • В этом виде перспективы вертикальные линии сходятся к одной из двух точек схода вверху или внизу изображения, а горизонтальные линии сходятся к двум точкам на горизонте.

 

Каждый вид линейной перспективы имеет свои особенности и применяется для создания эффекта глубины и объема при изображении трехмерных объектов на плоскости. Также существуют несколько видов художественной перспективы, разберем основные:

  1. Линейная (геометрическая) перспектива. Одноточечная, двухточечная и трехточечная перспектива, которые были описаны ранее.
  1. Воздушная перспектива. Этот вид перспективы использует изменения в цвете, контрасте и четкости объектов, чтобы передать ощущение удаленности и глубины. Объекты на большем расстоянии обычно изображаются более размыто, менее контрастно и насыщенно, в то время как ближние объекты — более контрастны и детализированы.
  1. Обратная перспектива. Ее особенность в том, что объекты, находящиеся дальше от зрителя, изображаются более крупными, а те, что ближе, — мелкими. Такая перспектива может показать объект сразу с нескольких точек зрения. Линии перспективы в данном случае, сходятся не на горизонте, а стремятся в сторону зрителя.

Данный вид перспективы в академическом рисунке зачастую считают ошибочным, но обратная перспектива может быть художественным приемом. Она встречается в работах эпохи средневековья, византийской и русской иконописи.

Линейная трехточечная перспектива. Автор: Валерия Луговая
Линейная трехточечная перспектива. Автор: Валерия Луговая

 

Воздушная перспектива. Автор: Азат Нургалеев, Елизавета Титова
Воздушная перспектива. Автор: Азат Нургалеев, Елизавета Титова

 

Обратная перспектива. Автор: Андрей Рублев
Обратная перспектива. Автор: Андрей Рублев

 

Важные понятия для построения перспективы

Линия горизонта —  линия взгляда зрителя. Она меняется вместе с изменением положения зрителя в пространстве, например, если зритель присядет, его линия горизонта тоже опустится. 

В природе мы можем увидеть линию горизонта, посмотрев вдаль. В рисунке же мы обозначаем горизонт как линию, используемую в построении. Объекты могут находиться выше линии горизонта, тогда мы увидим их нижнюю плоскость. Если объект ниже линии горизонта, мы увидим его верхнюю площадку. Если же объект находится точно на линии взгляда зрителя, мы не увидим его нижней и верхней плоскостей, а увидим только боковые стороны.

Линия горизонта

 

Точки схода — так называют точки на линии горизонта, куда стремятся параллельные прямые. Данный эффект можно наблюдать в природе, встав по центру дороги: посмотрите, как края дороги стремятся вдаль, сливаясь в точку на горизонте — это и есть наша точка схода.

Точки схода

 

Линии схождения — это горизонтальные грани объекта, которые уходят в точку схода. Перед началом рисунка определитесь, где находятся линия горизонта и точки на ней, и затем подчините этим правилам все предметы в рисунке. Параллельные линии обязательно будут сходиться в точку схода.

 

Законы перспективы представляют собой набор правил и принципов, используемых в рисунке. Основные правила построения перспективы:

  1. Использование линии горизонта. Определение уровня глаз зрителя относительно изображаемых объектов помогает определить угол обзора и точки схода.
  2. Схождение линий. Параллельные линии или края объектов, находящихся в пространстве, должны сходиться в точке или точках схода на горизонте.
  3. Уменьшение размеров. Объекты, находящиеся дальше от зрителя, должны изображаться в меньшем масштабе, чем ближние объекты.
  4. Изменение цвета и контраста. На большем расстоянии объекты бледнеют и угасают.
  5. Уменьшение четкости и детализации по мере удаления объектов.
     

Все предметы мы можем заключить в базовые примитивы: коробочки, параллелепипеды, цилиндры. Первым делом мы затрагиваем перспективные сокращения для одной, двух, трех точек схода для куба.

Одноточечная перспектива работает, когда объект, на который вы смотрите, находится прямо перед вами и развернут к вам одним фасадом. В реальной жизни мы можем увидеть это, когда объект повернут к нам передней плоскостью.

Если объект повернут к нам гранью, и мы видим две боковых стороны, начинает работать двухточечная перспектива.

 

Специфика рисования куба на одну точку схода

Передняя и задняя стенки куба не имеют никаких перспективных сокращений — этот вид перспективы поможет нам передать простой объем, например, он подойдет для зарисовки помещения, передачи глубины одновременно со статичностью комнаты. Когда мы работаем на одну точку схода, но разворачиваем к зрителю два фасада, мы создаем статичную картинку, придавая некоторое искажение пространству для передачи нашего замысла.

 

Построение куба на одну точку схода

  1. Рисуем переднюю плоскость будущего куба — квадрат.
  2. От вершин квадрата мы проводим линии схождения к точке на линии горизонта.
  3. Отсекаем заднюю стенку на глаз. Обратите внимание на основание куба: если, отсекая заднюю стенку, основание получается слишком длинным или коротким, форма не будет похожа на куб. Проверяем себя, ориентируясь на самую раскрытую плоскость — основание или верхнюю площадку.

Построение куба на одну точку схода

 

Специфика рисования куба на две точки схода

Боковые плоскости теперь находятся тоже в перспективных сокращениях. Слева и справа на линии горизонта у нас появляются две точки схода, и левая сторона объекта, сокращаясь в перспективе, стремится в левую точку схода, а правая — в правую. Путем пересечения этих линий у нас будет собираться полноценная форма куба.

 

Построение куба на две точки схода 

  1. Назначаем расположение будущего куба: для этого чертим переднюю грань  — вертикаль, строго перпендикулярную линии горизонта. Далее от вершин вертикали пускаем линии в левую и правую точки схода.
  2. Отсекаем боковые стенки на глаз, стараясь, чтобы при пересечении линий схождения от нижних точек этих вертикалей в основании получился квадрат.
  3. Проводим линии схождения из вершин ранее нарисованных вертикалей. При их пересечении получаем верхнюю плоскость куба.
  4. Определяем заднюю грань куба. При пересечении линий схождения ранее мы нарисовали верхнюю и нижнюю плоскости куба, и теперь достаточно соединить дальние уголки нижней и верхней плоскостей друг с другом еще одной вертикалью.

Построение куба на две точки схода

 

Готово, куб на две точки схода построен!

Самое главное, за чем нужно следить: линии схождения всегда веерообразные и пучком стремятся в свою точку на линии горизонта. Частая ошибка — когда линии схождения одной стороны предмета начинают вести в разные точки, отчего форма искажается и становится нереалистичной.

Если вы хотите повернуть куб в пространстве, вы также поворачиваете линию горизонта. Тогда она уже перестает быть линией взгляда зрителя и становится просто еще одной линией для построения нашего рисунка

В зависимости от того, на каком расстоянии сторона куба находится от точки на линии горизонта, будет меняться раскрытие этой стороны. Если куб находится ближе к левой точке на линии горизонта, его левая грань будет иметь сильное перспективное сокращение и визуально будет меньше, а правая сторона, находящаяся далеко от правой точки схода, будет иметь меньшее перспективное сокращение и будет больше раскрыта к нам. Таким образом, в зависимости от положения куба ближе или дальше от точек схода, будет меняться перспективное сокращение и раскрытие сторон кубика.

Готово, куб на две точки схода построен!

Построение куба на три точки схода

  1. Строим квадрат на две точки схода — это будет верхняя плоскость будущего куба
  2. Далее, проведя диагональные линии из одного угла квадрата в противоположный, в пересечении диагоналей мы находим центр квадрата. Через центр мы опускаем прямую линию, перпендикулярную линии горизонта — это будущая ось нашего куба. На этой же прямой у нас будет находиться третья точка схода, к которой мы направим линии схождения от уголков нашего квадрата.
  3. Далее нам нужно на глаз отсечь нижнюю плоскость куба, нарисовав еще один квадрат на две точки схода.

Построение куба на три точки схода

 

Таким образом, все горизонтали у нас стремятся в две точки на линии горизонта, а вертикали — в третью точку вне линии горизонта. Готово, куб в перспективе на три точки схода построен!

Чтобы создать более динамичный ракурс, можно сместить третью точку схода немного в сторону относительно центра куба. Но не переборщите! Расположение точек схода на линии горизонта также влияет на ракурс. Если точки находятся далеко друг от друга, ракурс будет более естественным, а перспективное сокращение сторон объекта не таким заметным. 

Если точки расположены близко друг к другу, ракурс станет активным, а перспективное сокращение очень заметным. Сохраняйте баланс, чтобы добиваться необходимого результата и чтобы объекты не утратили естественность.

 

Перспектива на множество точек схода

Перспектива на множество точек схода — это вид сферической перспективы. Приступать к ней рекомендуется тогда, когда вы хорошо разобрались с перспективами на одну, две и три точки схода.

вид сферической перспективы

 

Здесь у нас точки схода образуют сферическую форму, и все сокращения и искажения проходят по сферической форме в виде дуг. Данные виды перспективы помогают нам достичь эффекта «Рыбий глаз» — подобный вид перспективы не виден человеческим глазом и достигается с помощью техники: специальных линз, изогнутых зеркал и т.д.. Такой вид перспективы можно часто встретить в фотографии.

 

Автор: Joseph Nickson

 

Часто мы рисуем перспективу не так, как видим в жизни. Как художники мы управляем перспективой, чтобы подчеркнуть какое-то движение (или его отсутствие) в картине, задать нужный нам ракурс и поворот предметов.

Изучение законов перспективы мы начинаем на курсе Рисунок Basic. Полученные знания помогут лучше понимать и воспринимать изобразительное искусство. Вы будете использовать их в своих творческих работах, чтобы создавать впечатляющие и убедительные реалистические изображения с ощущением глубины пространства.

На следующий уровнях изучения рисунка — Middle, High и Pro, вы продолжите работать с перспективой, но задача будет усложняться, а ваш взгляд на объекты и их изображение станет более творческим, а ракурсы необычнее. 

Чтобы процесс изучения прикладного рисунка был плавным и последовательным, рекомендуем выбирать набор курсов Мастер рисунка. Он включает в себя все флагманские курсы школы по рисунку — от экспресс-курса по скетчингу, на котором вы освоите изображение простых формы (и научитесь правильно держать в руках карандаш, если никогда прежде не рисовали!), до курса Рисунок High с углубленным изучением пластики природных объектов и сложных форм.