Это — вторая часть статьи про рисование кистей человека. В ней мы собрали референсы, демонстрирующие точность и избирательность в изображении рук и выражение эмоций через них.
Напоминаем, что в Skills Up School есть курс, полностью посвященный рисованию кистей. Поскольку это — одна из самых сложных тем в изучении фигуры человека, вам необходимо иметь базовые навыки карандашного рисунка при поступлении на него. Если сомневаетесь, присылайте нам свое портфолио, и мы расскажем, какие курсы подойдут именно вам.
Референсами и комментариями к ним поделилась художница и куратор Skills Up School Анна Пача
Точность и избирательность
Художник-график, которого можно изучить для понимания работы с кистями, — Хендрик Гольциус. Обратите внимание на грамотное распределение деталей: вроде бы, каждый суставчик и вена прорисованы, но сделано это с разной степенью контрастности, обобщений.
Из-за достаточно сложного штриха его работы сложны для копирования — можно либо устно проанализировать их, либо попробовать упростить систему штриха.
График и живописец Николай Фешин — его мы знаем в основном по портретам и сложным композициям. У него есть как отдельные зарисовки, так и поисковые эскизы кистей, расположенные на одном листе с головами.
Фешин использовал боковину мягкого материала для обобщения формы и выражения объема. Тон в его изображении кистей сгущается в районе суставов и становится мягче в районе мышц, подушечек пальцев и совсем исчезает на дальнем плане. Лайн работает по краю формы и подчеркивает конструкцию за счет складок, формы ногтей. Линия кое-где разрывается, динамично меняет свою толщину и так же, как и тон, растворяется, уходя на дальний план.
Художник нюансно использует мел, чтобы точно удостовериться, что зритель начинает рассматривать работу именно с той точки, с которой ему нужно.
Выражение эмоций
В рисовании кистей, помимо конструкции и анатомии, важна живость: руки могут передавать эмоции даже активнее, чем мимика лица.
В работах Дениса Саражина кисти и стопы часто выражают основную эмоцию работы и нарисованы с особым вниманием. Кисти анатомично проработаны, найдены сложные ритмы расположения друг к другу отдельных деталей и крупных пятен — и ритм пальцев, и ритм суставов, и даже ритм отдельных мазков составляют гармонию, тревожную и привлекательную.
Работы Саражина живописные, с огромным количеством оттенков. Многоцветный колорит избирательный, организованный светотеневыми отношениями, обобщениями, теплохолодностью работы, в то же время — много графических ходов (лайн, глухие монохромные заливки).
Адаптация под свои цели
Занимаясь анализом работ мастеров и копийной практикой, смотрите не только на отдельные зарисовки, но и на картины целиком — эта задача посложнее, так как все, что наполняет картину, может отвлекать от кистей. Но важно понять, какое значение играет изображение кистей в работе, являются ли они центром композиции или поддерживают основной мотив — от этого зависят степень выразительности, степень проработки.
В работе Альберта Дорна с зарисовками кистей собраны кисти, совершающие бытовые действия. За счет выразительного силуэта, обобщений, нюансов эти зарисовки выглядят убедительно. Во фрагменте со сломанным карандашом чувствуется напряжение, нюансы текстур добавляют материальность и характер.
Узнать подробнее про курс Кисти человека — его программу, стоимость и ближайшую дату старта — можно на странице курса. Записывайтесь, чтобы научиться рисовать яркие динамичные руки в разных позах.