Мы с вами живем среди людей, наблюдаем разные типажи и характеры. Иногда так хочется достать скетчбук и сделать набросок харизматичного мужчины в метро или яркой девушки в парке. Или натянуть лист на планшет формата А2 и нарисовать обнаженную фигуру в рост.
Но с чего начать и как подойти к такой задаче, особенно, если вы только начинаете свой художественный путь?
Как рисовать человека карандашом поэтапно для начинающих
Человеческое тело — сложная система, состоящая из множества отделов и частей, которые функционально зарифмованы друг с другом и соразмерны по пропорциям. Без изучения анатомии процесс рисования и обучения будет более долгим и тернистым. Зная анатомию человеческого тела, вы сможете избежать ошибок и не рисовать лишнего: внезапную зубчатую мышцу, третье колено или дополнительный ряд кубиков пресса.
Давайте рассмотрим основные правила рисования фигуры человека:
- Выбирайте простые позы. Для начинающих самые удобные позы для изучения человеческой фигуры — стоя и сидя. В таких позициях очень эффективно изучить пропорции тела, особенности строения мышц и скелета.
- Выбирайте обнаженную натуру. Анатомию лучше всего изучать по обнаженной фигуре, а не одетой. Одежда прячет ключевые части тела и не позволяет понять скрытую конструкцию.
- Рисуем от обобщенной формы. Начинаем от большого, затем движемся к малому. Важно помнить, что человеческое тело — это союз множества деталей разного масштаба. Если отрисовывать каждую с особой кропотливостью, то скорее всего рисунок «рассыпется» и не будет цельным. Тем более, очень легко потеряться в этом медитативном процессе и не удержать пропорциональность деталей.
- Не рисуем на чистовую. Начинаем рисунок с легкого наброска, используем общие оси и оси внутренней конструкции, линии дополнительного построения, измерительные отрезки. Не старайтесь сразу ожидать идеального попадания в пропорции и силуэт от рисунка. Представьте, что вы скульптор, который от блока мрамора отсекает ненужное, пока не найдет ту самую форму.
Простые поисковые зарисовки студентки онлайн-курса Рисунок Алевтины Плаховой — подготовительные наброски, сделанные для поиска пропорций, объемов, движения тела. С них удобней всего начинать. Чем проще они будут, тем лучше.
- Построение и пропорции — основа. Применяйте штриховку и тональную проработку только после этапа построения. Если в рисунке присутствует дисгармония, то красивый штрих его не украсит.
- Простые формы. По найденным пропорциям отмечаем простой геометрией торс, таз, плечи, ноги, руки и голову. На этапе построения не срисовывайте все, что видите. Анализируйте тело как соединение простых геометрических форм.
- Детали. Проверяем еще раз пропорциональность частей фигуры и переходим к детализации. Обнаруживаем объемы мышц, уточняем силуэт, легко намечаем пальцы, лицо, волосы.
После утверждения эскиза добавлены объемы таза, торса, головы, конечностей в виде простых геометрических примитивов. На большом рисунке уже добавлены более точные линии силуэта, легкий тон, штрихи по изгибам тела. Автор: Алевтина Плахова, онлайн-курс Рисунок.
- Тон. Легким штрихом отмечаем объем собственных и падающих теней. Работаем в одну силу, без затемнений. На данном этапе главное — не перетемнить.
- Контрасты. После распределения обобщенной тени переходим к созданию более сильного объема. Затемняем границы светотеней, добавляем тон по более глубоким падающим теням. Не забывайте, что очень черные тени без градиентных растяжек не создадут объем.
- Финальные штрихи. Расставляем акценты по фигуре — это могт быть жест рук, портрет, декоративные элементы в виде украшений/шляпы/драпировки. Следим, чтобы все части тела не были сделаны в одинаковую силу. Если такое произошло, то на финальном этапе стоит упростить элементы фигуры обобщающей штриховкой или ластиком.
На первоначальном наброске детали были намечены обобщенно. В финале автор добавила интересные детали: конструкцию коленного сустава, кисть, лицо, косу — они проработаны легким тоном и линиями контура, чем создают акценты. Автор: Алевтина Плахова, онлайн-курс Рисунок.
В Skills Up School появился новый мини-курс «Рисование набросков от пятна». На курсе вы познакомитесь с различными техниками и подходами к рисованию набросков фигуры и портрета и сможете значительно улучшить свои навыки работы с композицией, анатомией и образом. Автор курса — художник и основатель Skills Up School Азат Нургалеев.
Прежде чем приступать к рисованию фигуры, необходимо знать, как рисовать силуэт и построение.
Силуэт человека в полный рост
Человеческое зрение обладает определенными особенностями восприятия. Мы обращаем внимание на цвет, освещение, жесты, отличительные элементы и знаки, такие как детали одежды или экипировка.
В идеальных условиях мы очень легко можем узнать в человеке его пол, принадлежность к какой-либо расе или профессию. Но на большом расстоянии, а тем более в не самых лучших погодных условиях многие параметры перестают помогать нам в узнавании. К примеру, в тумане пасмурным днем от человека остается только силуэт.
Именно поэтому важно при рисовании фигуры в статике или динамике создать хорошо читаемый силуэт. Зрителю должно быть понятно, кто изображен на рисунке: мужчина или женщина, рыцарь или спортсмен, музыкант или официантка.
На графических листах силуэт очень хорошо подчеркивает особенности женской и мужской натуры. Даже без штриховки и нарисованных анатомических элементов мы хорошо определяем пол натурщиков. Авторы: Анна Винокурова и Александр Исаев
Но не только контуры силуэта помогают точнее нарисовать человека, помогают еще и позы. К примеру, женщины и мужчины обладают разной пластикой тела, поэтому для позы фигур должны соответствовать выбранной натуре.
Безусловно, мы можем встретить женский образ в боевой стойке, как на картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Но зачастую резкие, уверенные позиции с ощущением воинственности характерны для мужского образа, а для женщин — плавные, мягкие и элегантные позы.
Купальщица Вильяма Бугро и Геракл Фарнезе Лисиппа стоят в статичных спокойных позах. Однако тело девушки изгибается, состоит из дугообразных форм, а в Геракле мы чувствуем мощь и несокрушимость.
Гладиатор и девушка перед купанием находятся в движении, при этом у гладиатора чувствуется решимость и агрессия, а в девушке — мягкость и нега.
При работе с силуэтом важно помнить про его выразительность. В этом нам помогут несколько приемов:
- Усиление скрытой динамики формы. Постарайтесь отказаться от использования прямых линий, используйте дуги и кривые. Тело человека очень пластично и не имеет прямых стержней внутри, тем более в силуэте мышц.
- Раскрепощенность. Попробуйте изобразить фигуру в чуть более вальяжным формате, не делайте фигуру зажатой — это сделает силуэт нечитаемым и лишит очертания ритмов, вариативности и живости.
Женские фигуры нарисованы плавными дугообразными линиями, а позы очень плавные и мягкие, не зажатые. Авторы: Никита Орлов, Дмитрий Неживов, онлайн-курс Фигура человека
- Ритмы. Ищите ритмы изгибов форм, рельефа тела, складок одежды, локонов волос. Прямой однообразный силуэт или скопление одинаковых по масштабу деталей в какой-либо части тела делают фигуру скучной и непонятной.
- Пустоты. Тело человека — очень подвижная структура, его отделы могут вращаться относительно друг друга, конечности двигаться в произвольных направлениях, а элементы одежды не прибиты на гвозди. Добавляйте воздух в силуэт, не старайтесь прижать локти к телу, а ноги — друг к другу. Именно пустоты между конечностями и телом помогают проявить особенности тела.
Силуэт сидящей девушки изрезан заливами свободного пространства, руки и ноги не приклеены к телу. В силуэте девушки с косой мы видим бугорки мелких рельефов, длинные продольные дуги более гладкого пространства, резкие завитки волос, нарушающие спокойную гладь прически — эти приемы насыщают рисунок. Автор: Соня Смирнова , курс Рисунок Pro
- Драматичность. Рисунок — как актеры в театре: он играет заданную роль и изображает действительность. Попробуйте усилить эмоцию фигуры или движение.
- Стилизация. Стилизация формы также позволяет сделать более привлекательный силуэт. Заостренные углы поворотов, более активные изгибы тела, небольшая деформация, применение перспективы сделают фигуру более динамичной, а силуэт — запоминающимся.
Девушки на фоне красного круга выполнены в стилизованной манере. Стилизация позволяет убрать лишнее и сохранить главное — яркий образ, выразительное движение и формы. Усиленная эмоциональность чувствуется в движении рук героини на переднем плане, изгибах хвоста, напряжении мышц бедра и поворотах тела. Автор: Ирина Долганова, онлайн-курс Наброски.
Как построить изображение человека с помощью геометрических фигур
Любой объект состоит из простых геометрических фигур: нам достаточно просто увидеть их в бытовых приборах или посуде. Человеческое тело — это своеобразный натюрморт из сложносоставных объемов. Попробуем исследовать тело человека на примере цифрового рисунка Владимира Герасимова, сделанного на курсе Рисунок Pro.
Шаг 1
Начнем наш разбор с торса — обнаруживаем объем грудной клетки и таза. Отметим их яйцеобразной сферой и цилиндром, проведем легкую линию оси, которая подсказывает изгиб тела. Грудная клетка направлена вверх, поэтому мы смотрим на нее снизу вверх, а таз противопоставлен ей: мы наблюдаем его в наклоне, когда смотрим сверху. Легкими линиями и штрихами показываем грани поворотов нарисованных фигур.
Шаг 2
Плечевые суставы напоминают полусферы, похожие на наплечники рыцарского доспеха. Отмечаем их четвертинками шаров.
Грудные мышцы расширяются к плечам, а сверху грудной отдел замыкает наклонный контур плеч, как будто крыша у домика. Добавляем линиями «яйцо» грудной клетки.
Шаг 3
Руки человека похожи на цилиндры. Не уточняя силуэт рельефа мышц, простой геометрией отмечаем объем рук. Плечо и предплечье практически равны по высоте, поэтому наши цилиндры должны быть одинаковыми или похожими по высотам.
Рисуем фигуры с основаниями, чтобы понимать наклон рук. Также отмечаем легкими штрихами грани поворотов.
Шаг 4
Завершаем левую руку кистью. Главное — отметить линиями изгибы кисти по фалангам пальцев. Отмечаем шею как цилиндр, а на нее сажаем голову. Голова напоминает боб, в котором черепная коробка — сфера, а завершение лица на подбородке имеет округлый уголок.
Также отмечаем гранью трехчетвертной поворот по лицу и виску — такая схема напоминает голову манекена для краш-теста автомобилей. Отмечаем легкими линиями оси на лице, ставим полукруг уха. Таким образом, мы показываем направление головы и видим, что тело и голова смотрят в разные стороны.
Шаг 5
Нижние конечности подобны рукам, разделяем их на три цилиндрических отдела. Цилиндры бедра и голени примерно равны: в выпрямленном состоянии они зарифмованы в одном направлении, а колено наклонено в другую сторону.
Шаг 6
Представьте, что стопы — это ботинки без деталей жил, костей, суставчиков, а еще лучше представьте их в виде ласт. Ступни — наклонные параллелепипеды, которые сужаются к пальцам. А пятки — скругленные кубики, приставленные к ним.
Шаг 7
Добавим тоновую заливку по всем найденным геометрическим объемам — подобное упрощение выявляет основные объемы фигуры, а детали не мешают воспринимать форму цельно.
Тело человека: что важно учитывать при рисовании?
При рисовании человека есть несколько правил, которые помогут сделать хороший рисунок.
- Изучайте анатомию, не забывайте про пропорции. Желательно изучить детально каждый отдел тела и систему мышечного каркаса. Полезно разобрать конструкцию скелета и мышц для понимания взаимосвязи внутренней структуры с внешней.
Скелет в динамичном движении, автор: Ева Дмитриева, курс Рисунок.
Рисунок мышечной структуры , автор: Азат Нургалеев.
- Изучайте отдельно кисти, стопы, голову, сложные суставные сочленения. Не стремитесь нарисовать человека в рост сразу: даже старые мастера создавали аналитические наброски и этюды человека по частям.
К примеру, детальный разбор таза (автор: Маргарита Зайкина) или пояса нижних конечностей (автор: Дарья Сизова) позволяют лучше понять конфигурацию выбранных форм. Графические листы выполнены на курсе Рисунок.
- Рисуйте поэтапно. Важно при рисовании фигуры все части тела изучить в одинаковую силу, не бросать недоделанными какие-то участки.
- Фигура должна быть цельной.Не увлекайтесь одной деталью, к примеру лицом. Акценты добавляются при завершении рисунка.
- Важна не только проработка тоном, штрихом или цветом. Внешний контур тоже должен быть понятным, привлекательным и создавать выразительный силуэт фигуре.
Если убрать тональную и детальную прорисовку кистей, рук, волос, нижних конечностей, силуэт девушки все еще будет ярким и эффектным. Автор: Азат Нургалеев.
- Сохраняйте идею: по позе и движению, одежде и атрибутам должно быть понятно, какой человек перед нами, какой у него пол, возраст или, скажем, профессия. Визуально представляйте ваш силуэт вырезанным из бумаги или положите поверх рисунка кальку и обведите контур фигуры — так легко проверить читаемость внешней линии тела.
У копейщика от Evan Amudsen внешний силуэт хорошо передает идею, даже когда поверх рисунка накладываем серую заливку.
Пошаговый рисунок человека в положении стоя
Выберем для поэтапного рисования мужскую фигуру в контрапосте — это позиция, при который человек стоит с опорой на одну ногу: вес тела переносится на нее, а вторая нога находится в расслабленном полусогнутом состоянии. Благодаря этому фигура приобретает скрытую динамику и более пластичный силуэт.
Для рисования фигуры берите графитовый карандаш HB, чтобы не перечернить рисунок, или используйте кисточки, имитирующие карандаш.
Шаг 1
Отмечаем центр листа осью — она поможет сохранить композицию листа и не сместиться сильно влево или вправо. Отмечаем границы сверху и снизу, в которых будет существовать фигура. Оставляем снизу чуть больший отступ.
Шаг 2
Отмечаем центр вертикальной оси — в этой точке окажется центр фигуры. Делим пополам верхний и нижний отрезки, отмечаем легкими засечками. Половина нижнего отрезка — колени, половина верхнего — грудные мышцы.
Все линии построения и набросочные штрихи делаем очень легкими. Рисуйте их торцом грифеля — так отпечаток будет прозрачным, легким, как дымка.
Шаг 3
Отмечаем высоту головы: в позиции контрапоста голова помещается 7,5 раз в высоту человека. Сравниваем размер головы с шириной таза — он как раз окажется на линии центра фигуры.
Шаг 4
Легкими линиями отмечаем постановку стоп. Главное, чтобы пятка опорной ноги оказалась по центру вертикальной оси или касалась ее. Если слишком далеко отодвинуть стопу, то возникнет ощущение падения или шага у фигуры, которая уверенно стоит на месте. На этом же этапе отмечаем наклон таза, коленей и плеч.
Шаг 5
Откладываем от центра фигуры два размера головы вниз, и попадем в нижнюю часть коленки. Отмечаем это же расстояние от основания пятки вверх — так мы найдем высоту коленного сустава.
Так как правая нога не опорная и немного согнута, то ее коленка окажется ниже левой. Наклоняем найденные оси параллельно наклону таза.
Шаг 6
Простыми легкими линиями отмечаем объемы торса, грудной клетки, головы.
Шаг 7
На новом слое или на кальке отмечаем S-образный изгиб позвоночника, линии конструкции рук и ног. Кругами намечаем суставные элементы, а эллипсом — грудную клетку и цилиндрический объем таза.
Шаг 8
Перейдем к торсу. Уточняем форму грудной клетки и отмечаем дугами объемы плеч. Следим, чтобы они были пропорционально широкими к тазу.
Отмечаем грудные мышцы и мышцы пресса, рифмуем их друг с другом изогнутыми штрихами. На этом этапе начинаем рисовать тонким концом карандаша, меньше тушевать, ведь нам нужны точные красивые линии.
Шаг 9
Переходим к нижним конечностям. Делим ноги на три части: бедро, колени, голень. Следим, чтобы коленные суставы были одного размера и находились на одних осях (проверяем дугами).
В верхнюю часть голени встраиваем эллипсы — они показывают объем выступающих мышц. Отмечаем гульфик в паховой области, а на бедре — линию поворота четырьмя дугами по форме мышц. Следим, чтобы уголки между этими дугами были на одной оси.
Шаг 10
Добавляем простой геометрией объем головы, стоп и рук. На руках округлыми формами отмечаем объем мышц плечевого сустава, плеча.
Шаг 11
Легкими поворотными штрихами рисуем грани мускулов. Уточняем контур силуэта.
Шаг 12
Обернем таз нашего героя драпировкой. Добавим ему портретные черты, прическу и бороду.
Дугообразными штрихами затеняем ноги, руку, низ грудной клетки. Кладем штрихи по форме сечения, штрихуем боковой стороной карандаша.
Шаг 13
Добавляем контрасты по границам светотени и падающим теням. Стираем все линии дополнительного построения, ставим финальные линии по силуэтам мышц, складочек и суставов.
Шаг 14
Легкими штрихами затушуем фон за фигурой, утемним опорную ногу, левую руку, область живота и таза, правое колено, так как внизу фигура темнее. Вложим в руку копье, чтобы был интересный образ.
Вуаля! У нас получилось нарисовать мужскую фигуру в полный рост.
Посмотрите дополнительно видео-урок по рисованию мужской фигуры со спины:
Как нарисовать человека в движении
Тело человека в движении изгибается, вытягивается, конечности двигаются в разных направлениях, но при этом пропорции остаются неизменными. Внутренняя конструкция скелета жесткая и не может внезапно стать короче или длиннее, поэтому пропорции длины ног к торсу, размеров головы к высоте фигуры не изменяются.
Тело человека симметричное: левая половина идентична правой. Следите за одинаковостью конечностей.
На набросках студента онлайн-курса Фигура в динамике Кирилла Плотникова мужские фигуры изображены в очень динамичных позах. Дополнительные голубые линии помогают увидеть одинаковость.
При рисовании используйте подобные оси для конечностей и торса. Рисование таких простых линейных конструкций помогают понять движение фигуры и удержать симметрию.
Начинайте рисовать фигуру с простых скелетных конструкций или с геометрических форм, не рисуйте мышцы, сложные перепады форм и тому подобное — в таком упрощенном скетче эффективнее получается передать движение и пропорции фигуры.
Представим тело в виде цилиндров и сфер, подобно икеевским человечкам. Автор: Кирилл Плотников, онлайн-курс Фигура в динамике.
После этого этапа поверх уточняйте линии силуэта фигуры и детали мышечной массы. После практики рисования от геометрической формы вам проще будет рисовать сразу похожий образ без построения. Но для этого нужно потренироваться.
Автор: Кирилл Плотников, онлайн-курс Фигура в динамике.
Отличия мужской и женской фигур
Мужчины и женщины имеют разные анатомические особенности, которые важно учитывать при рисовании. Конечно, встречаются девушки с мальчишескими пропорциями и юноши с женственными чертами. Поэтому берем за основу классические типичные для женщины и мужчины пропорции тела.
Рассмотрим характерные различия на примере работ с курса Рисунок Pro Полины Щерба и Марины Калугиной.
Изучим фигуры детально по отделам. Отметив белой линией силуэт, объем таза и грудной клетки, мы можем обнаружить закономерность: женский силуэт изящнее, между грудной клеткой и тазом образуется более глубокий перепад талии, а тело расширяется в области таза. Таким образом, женский торс напоминает треугольник с основанием внизу.
Талия мужской фигуры более прямая, а расширение силуэта происходит вверху: от таза к плечам. Мужской торс похож на перевернутый треугольник.
Также заметна разница между объемом грудной клетки и таза у женщины и мужчины. У женщины визуально больше тазовая область, а у мужчин, наоборот, больше грудная клетка.
В женской фигуре ширина плеч и ширина бедер — похожие отношения. В мужской — ширина плеч длиннее ширины таза. Условно говоря, если отметить точками плечевые суставы и вертел (бедренный сустав), соединить их линиями, то мы увидим две разных фигуры у натурщиков: у женщины образуется прямоугольник, у мужчины — трапеция.
Нижние конечности также различаются: женская нога имеет более изогнутый силуэт, в области таза бедро обладает бОльшей массой. Постепенно обхват ноги утоньшается по мере опускания к стопе.
Мужское бедро не имеет такой большой округлой массы в тазовой области, и, соответственно, у нее более стабильный перепад ширины в области бедра, колена и голеностопа. Ширина таза у женщин больше, чем у мужчин, поэтому мы можем наблюдать настолько разные перепады объемов.
Давайте обратим внимание на суставы: суставные сочленения в мужской фигуре крупнее, массивнее, они ярко выражены и обладают более рельефными костными и мышечными структурами. Женское тело в этих областях более пластичное, без резких выступов.
Рельеф и объем мышц также отличаются. У мужской фигуры мышечные структуры очень фактурны и отчетливо заметны. К примеру, обратите внимание на хорошо читаемые пучки мышц плеча (1), активный объем трицепса и бицепса (2), рельефные кубики пресса (3), заметные структуры мышц бедра (4). Грудные мышцы у девушек скрыты под бюстом, а у мужчин они хорошо заметны.
Конечно, девушка может иметь рельефный каркас мышц, а мужчина полную и мягкую внешность. Но мы рассматриваем примеры фигур, на которых наглядно заметны отличия.
Но несмотря на эти отличия, общие правила анатомии не изменяются — не стоит забывать об этом и нарушать пропорции. Основное отличие — в силуэте и рельефе контура тела. Представьте, что перед вами лежат два одинаковых по размеру мандарина: один — с гладкой кожурой, другой — с пупырчатой. Разница только в экстерьере, но не в сути предметов.
На YouTube-канале Skills Up School есть подробные бесплатные уроки по рисованию женской и мужской фигуры спереди и сзади. Очень полезно изучить человека со всех сторон — так вы намного лучше поймете особенности анатомии с разных ракурсов. Обязательно посмотрите их:
Пропорции детской фигуры
Детская фигура отличается от фигуры взрослого некоторыми пропорциональными соотношениями. Конечно, точных числовых пропорций не существует, так как человеческое тело уникально, но мы можем обнаружить некоторые закономерности.
Самое заметное отличие взрослого от ребенка — крупная голова по отношению к телу. По мере взросления, тело вытягивается, и голова постепенно визуально уменьшается. На примере мальчика кисти Нормана Роквелла мы видим, что голова помещается примерно шесть раз в высоту тела, к взрослому возрасту это соотношение изменяется до восьми раз.
Ширина плеч и таза близки (зеленые и фиолетовые полоски). По мере взросления, плечи мальчиков расширяются, а у девочек шире становится таз.
Центр тела смещен немного вверх. Мы видим, что оранжевая полоса, соответствующая высоте нижних конечностей, выше верха тела.
Также у ребенка хорошо заметен акцент размера головы при сопоставлении ее с плечами. Ширина плеч взрослого человека во фронтальной позиции примерно равна двум размерам головы, а у ребенка плечи занимают примерно 1,5 размера головы.
Для детской фигурки характерна небольшая припухлость или, наоборот, щуплость — она концентрируется в торсе, поэтому, вырастая, дети сильно стройнеют, так как их запас ресурсов уходит в рост.
Как нарисовать человека в одежде
Относитесь к одежде, как к обертке: по очертаниям упакованного подарка или продукта в упаковке мы можем понять, что спрятано внутри. Поэтому важно одеждой подчеркивать конструктивные особенности.
Разберем формы элементов одежды: «тело» кофты, свитера, футболки,куртки — своеобразный цилиндр, рукава, штанины — тоже цилиндры. Головные уборы — полусферы, иногда цилиндры. Платки, шарфы — это ленты. Перчатки или обувь — сочетание цилиндров, полусфер и кубов. Таким образом, любая часть гардероба повторяет объемы тела.
Шаг 1
Попробуем одеть нашу мужскую фигуру. Работать будем с предыдущим рисунком фигуры.
Шаг 2
Положите поверх рисунка кальку или новый слой с полупрозрачным светлым тоном, чтобы сделать прозрачней фигуру. Вначале обернем его в оболочку из геометрических фигур. Без складок поверх обозначаем линиями формы всех элементов одежды.
Одежду можно разделить на два типа:
- облегающая, полностью повторяющая контуры тела
- свободная, обладающая собственной формой, внутри которой проявляется контур тела
Мы будем рисовать облегающую кофту и джинсы. Голову украсим кепкой, а на ноги наденем кроссовки.
Шаг 3
Одежда состоит из ткани, поэтому будут образовываться складки. Складки появляются на изгибах форм: под силой гравитации ткань складывается гармошкой по вертикальной или горизонтальной оси. Складки собираются на сгибах локтей, в области коленей, на изгибе талии, в подмышках, области паха и щиколотках.
Шаг 4
Поверх геометрических фигур рисуем одежду со складками по фигуре. Складки рисуем небольшими штрихами, галочками и петельками. Изгибы одежды добавляют неровности рельефу на силуэте фигуры.
Шаг 5
Стираем дополнительные линии построения от геометрических фигур или выключаем слой с ними.
Если вы хотите одеть фигуру в платье, тунику или юбку, то одежда будет более свободной и меньше зависеть от контуров тела. Складки ткани в таком случае будут выглядеть не как маленькие заломы, галочки или петли, а как вертикальные продольные конусы или цилиндры.
Нарисуем юбку. Для начала нарисуем усеченный конус легкими штрихами (1), затем обозначим цилиндрами предполагаемые складки (2). Стираем яркие линия построения, чтобы они стали едва заметными, а поверх плавными линиями обозначаем скругленные складки (3). Сверху в области пояса добавляем небольшие штрихи, чтобы получилась «зажеванность» ткани. Несколькими поворотными штрихами обозначаем объем поворотов ткани.
Не забываем о такой важной части одежды, как головной убор: шляпы, панамки, кепки и шапки рисуются по такому же принципу, что и одежда. Они повторяют форму головы, поэтому в силуэте шапки мы всегда увидим цилиндр (1), сферу (2) или их сочетание.
Шаг 6
Добавляем тон по штанам и кофте. Боковиной карандаша или более широким размером кисти стилуса затушевываем объем рук, торса, ног. Создаем растушеванный тон по форме геометрических фигур, которые мы обозначили ранее. Оставляем небольшой засвет по краям фигуры — это рефлекс. По форме складок проводим карандашом, тем самым задаем им объем.
Шаг 7
Добавляем тон на кепке и кроссовках. Помним, что одежда — повторение тела, в основе которого лежит геометрия. Поэтому тени на кепке лежат по форме половинки сферы, а на ботинках , как на параллелепипедах.
На этом этапе завершаем рисование фигуры в одежде легкими штрихами, обозначающими повороты складок. Комбинируем три-пять штрихов в линию.
Итак, у нас получилось одеть фигуру.
Человек в одежде: правильная прорисовка
Есть несколько путей прорисовки фигуры в одежде: они зависят от того, насколько длительную работу вы собираетесь рисовать и какой материал используете.
Прежде чем перейти к рисованию человека в одежде, полезно потренировать рисование драпировок. Возьмите шарф или платок, попробуйте создать разные формы складок и изучить их изгибы. Сложите ткань гармошкой, подвесьте V-образной дугой, соберите конусообразные складки, скомкайте и изучите замятости. Зарисуйте небольшие участки подобно аналитическим зарисовкам Анны Холомкиной, курс Рисунок High.
Если вы выбираете набросок, то достаточно будет обозначить линией и черточками объем одежды на теле. Используйте намеки, всего парой движений обозначьте рельефы ткани. Легкими тенями или усилением толщины линии можно подчеркнуть складки на одежде.
На зарисовках Matt Rhodes складки на одежде обозначены простыми штрихами и только в некоторых местах темной заливкой.
В коротком рисунке времени на исследование тонкостей объемов одежды немного больше. С помощью тона и штриховки исследуем перепады складок, не забываем, что одежда — дублер тела, и необходимо проявить тоновым разбором объем тела, а как вишенка на торте — складки одежды.
На рисунке Дарьи Сизовой, студентки курса Рисунок Pro, складки одежды созданы линией и легким тоном с помощью широких штрихов. Они повторяют движения тела и проявляют его пластику. Гармошка складочек на майке в области живота повторяют изгиб тела девушки, в области груди майка полностью дублирует анатомические выпуклости. Под складками кардигана считываются цилиндрические объемы рук. Таким образом, сохраняется акцент на фигуре, и при этом одежда обладает собственным объемом.
Во время длительной постановки есть возможность более тщательно изучить нюансы одежды, тоньше передать тональные отношения, переломы форм, текстурные особенности, расставить акценты, создать усиленный контраст на границе светораздела по поворотам форм тела и одежды.
На рисунке Марины Калугиной-Балашовой, студентки курса Рисунок Pro, хорошо видно, что тело натурщика скрыто под складками сильнее, чем на предыдущем примере. Но при этом оно хорошо считывается, а складки ткани собираются в анатомически правильных местах: на изгибах суставов и тела. Цифровыми кистями создан сложный рендер тканей, лица и рук.
Правила рисования человека в стиле аниме
В сфере аниме-рисования много стилистических ответвлений. Они отличаются особенностями формообразования, приближенностью или удаленностью от анатомии человека, палитрой цветов, сложностью детализации, визуальной атрибутикой и эффектами. Однако всегда легко отличить аниме от советской анимации или классической школы рисования.
Разберем основные правила рисования человека в стилистике аниме на примере персонажей из мультфильмов от студии Ghibli.
- Основа рисунка — лайн. Линия — главный инструмент, создающий яркие образы людей. Она невероятно динамичная, состоит из резких острых штрихов и гнутых дуг. Даже без добавления теней и цвета фигуры сохраняют целостность и узнаваемость.
- Для аниме характерна простота. Статичные фоновые пейзажи могут быть чрезвычайно проработанными и отрисованы до самых мельчайших бликов. Но анимировать сильно детализированный рисунок очень сложно и накладно, поэтому персонажи, в том числе люди, сделаны очень просто и чисто. Художники «бьют в самое яблочко», чтобы парочкой штрихов нарисовать красивую руку, складку или лицо.
Высокая трава, кусты, деревья на заднем и переднем планах кропотливо прорисованы. Переданы даже лучи солнца, просвечивающие сквозь кроны деревьев. А Наоко и Дзиро контрастируют с фоном своей простотой и лаконичностью (мультфильм «Ветер крепчает»).
- Минимализм в объеме. Рендер девушки и юноши очень прост: нет градиентных растяжек полутонов и оттенков, в фигуре четко читаются тень и свет, фигуры залиты локальным цветом. Не используются ambient occlusion, рефлексы и полутени, на свету в области юбки, передника, штанов у юноши тоже нет полусветовых заливок.
- Деформация пропорций тела
Классическая школа рисования основывается на реалистичных пропорциях человеческого тела, старается избегать искажений. Для аниме стилистики характерны изменения пропорций в человеческом теле: акцентируется размер головы, удлиняются ноги персонажей. У девушек увеличивается размер бедер и бюста, конечности рисуются утонченными и изящными.
Тихиро — девочка из «Унесенных призраками», в ее образе нет увеличенных ягодичных мышц и груди. Но сохраняется крупной голова (около пяти раз ее высота помещается в высоту фигуры), узкие плечики, а руки немного вытянуты, подобно ногам. В классических пропорциях кисть заканчивается на середине бедра, у Тихиро же — ближе к колену.
У мужчин плечевой пояс и таз либо равны, либо плечи шире. Хаул из мультфильма «Ходячий замок» обладает широкими плечами, которые шире таза. Его силуэт истончается к низу ног. Благодаря удлиненным ногам этот эффект усиливается. Голова помещается 6,5 раз, тогда как у обычного человека — восемь раз.
Силуэт девушки Сан (главной героини «Принцессы Мононоке»), в отличие от Тихиро, расширяется в бедрах и груди. Также размер головы помещается неканоничное количество раз в высоту тела — 5,5.
- Гипертрофированность эмоций
Деформации пропорций тела появляются из-за необходимости привлечь внимание к эмоциональному состоянию человека. Поэтому головы увеличены, чтобы лучше передать игру чувств на лице. Соотношение масштабов частей лица, лицевой маски и черепной коробки далеки от действительности. Глаза рисуются крупнее, нос сокращается до маленькой «кнопочки», рот также уменьшается. Сильно увеличивается лобная доля по сравнению со скулами и нижней челюстью.
Даже внутри одной студии мы видим небольшие отличия рисовки и пропорций ширины тел, соотношений высоты фигуры к высоте головы, стилистике рисования лиц и конечностей. Но основные приемы остаются схожими.
Советы начинающим художникам: как избежать ошибок
Резюмируем важные моменты, которые мы обсудили ранее.
- Для начала выбирайте простые статичные позы, чтобы изучить анатомию фигуры.
- Тренируйтесь на греческих и римских скульптурах, гипсовых слепках конечностей. Они неподвижны, вам будет комфортно длительно анализировать их.
- Изучайте фигуру со всех сторон: обойдите ее кругом или поверните 3D-модель на 180 градусов — так вы рассмотрите ее во всех деталях. Не замыкайтесь только на одном виде.
- Старайтесь не срисовывать все, что видите. Сначала применяйте метод построения фигуры, потом добавляйте детали.
- Изучайте пластическую анатомию человека, чтобы передать правильные пропорции человеческого тела.
- Чтобы эффективнее продвинуться в понимании и рисовании человеческого тела, изучайте отдельно кисти, стопы, голову, суставные элементы, части лица.
- Упрощайте формы фигуры до простой геометрии, чтобы точнее передать основные объемы тела.
- Тренируйте практику набросков. Длительное рисование позволяет изучить детально нюансы конструкции фигуры, а практика быстрого скетчинга развивает скорость рисования, внимательность и умение выделять главное за короткое время.
- Красивая и понятная линия контура проявляет формы человеческого тела. Не черните рисунок, используйте линию силуэта и полутона.
- Следите за постановкой ступней. Фигура не должна падать или находиться в неустойчивом положении.
- Рисуя фигуру в одежде, не переусердствуйте с количеством складок. Лаконичность — это привлекательность в рисунке.
Рисование фигуры — увлекательное путешествие в изучение пластической анатомии, законов художественного анализа формы, приемов упрощения и стилизации, правил применения различных материалов. Но будьте готовы запастись большим количеством времени для этого путешествия, не стоит расстраиваться, если не удасться получить сразу желаемого результата.
Практика, практика и еще раз практика помогут усилить ваш навык. Пройти этот путь самостоятельно непросто, всегда продуктивнее найти союзников или наставников для достижения цели.
Если вы мечтаете создавать сложные многофигурные иллюстрации, разрабатывать персонажей и стилизовать героев, то без умения рисовать человека не обойтись. В нашей школе разработаны курсы по рисованию фигуры человека в статике и динамике, рисованию портрета, набросков, кистей человека.
Курсы помогают художникам прокачать навыки и повысить квалификацию — присоединяйтесь к ним, если хотите повысить свой уровень рисования человека и провести время с удовольствием!