Что стоит учесть перед рисованием доспехов
Иногда хочется выбросить компьютер в окно, оседлать коня, причем настоящего коня, гнедого тонконогого и быстрого. Собрать походный мешок, наточить меч, надеть свой лучший доспех, взять с собой снаряженного оруженосца и отправиться вдвоем совершать подвиги! И мчаться, мчаться в закат за великой целью! Что ж,пожалуй, современный человек может уехать на коне к цифровым горизонтам в компьютерных играх. Мда…порой в душе просыпается романтизм… Хочется не только быть рыцарем, но и рисовать их, а для этого надо разобраться с устройством доспехов.
Смотрите, насколько все доспехи разные: у одного дизайн имитирует мышцы нашего тела, у второго есть огромная пластина на руке, а третий вообще носит юбку. Но при этом у них есть общее – это эргономичность. То есть они приспособлены под человеческое тело, его пропорции и движения. Наше тело очень подвижное и изворотливое, именно поэтому старинные мастера хитро продумывали комбинаторику деталей, чтобы они и защищали тело, и позволяли своему носителю двигаться и сражаться. И в этой сфере не обошлось без исследований анатомии. Можно сказать, что доспехи – это своеобразные схемы человеческого тела. Поверх доспехов мы нарисовали схемки “икеевских человечков” и обнаружили весьма интересное соответствие деталей доспехов суставам и отделам фигур.
Что важно учесть:
- Продумайте заранее, как человек в придуманном и нарисованном вами доспехе будет ходить, приседать, поднимать руки, поворачивать голову и просто наклоняться. Помните о конструкции человеческого тела, доспех – функциональная и, возможно, красивая обертка.
- В подвижных местах – плечах, локтях, коленях, голеностопе, тазу, торсе предусмотрены разрывы в пластинах и промежутки для изгибов тела внутри. Из-за этого доспех многослойный, а внутри под ним частенько оказывается кольчуга или плотная одежда, защищающая эти пустоты.
- Все наши доспехи на фотографиях имеют некоторые отличия между собой. Эти казалось бы случайности появились не просто так. Вспоминаются слова мастера Угвея “случайности не случайны”. Для каждого вида воина разработан свой стиль боя, а значит движения будут отличаться. Кому-то нужна нужна бронированная кожа по всему телу как у танка, кому-то только одна усиленно защищенная одна область тела, а кому-то доспех нужен минимально, чтобы не сковывать движения. Определяйтесь заранее, кем будет ваш воин. Не используйте принцип “Все и сразу, да побольше, да покрасивше”.
Ну а теперь давайте заглянем в устройство доспеха. Поистине это очаровательное занятие, потому что вы можете встретить очень забавные названия деталей. Вы знали, что такое бутырлык? Не путайте с кошачьим тыгыдыком, это всего лишь турецкие поножи.
Элементы доспехов
Не всегда элементы доспехов соответствуют в пропорции 1:1 человеческому телу. Что мы имеем в виду: один сустав, а поверх одна деталь. Некоторые отделы собраны из нескольких сегментов. Но под ними все еще кроется цельное тело. Люди своего рода вареные креветки в панцире, такие же розовенькие.
Мы отметили основные элементы лат, но их модификаций существует много, поэтому сконцентрируемся на основных деталях. Как видим, они идентичны у всех доспехов, однако, есть и отличающиеся нюансы. У левого доспеха по шее идет кольчужная сетка – бармица. Она крепится за шлем и защищает нижнюю часть лица и шею. А у правых на этом месте воротник – горжет. У центрального доспеха на плече большая сетчатая пластина – тарч. Это рыцарский щит, который крепится непосредственно на саму броню и защищает плечо и грудь от удара копья. По сути это все тот же сильно разросшийся наплечник. На ноге у правого доспеха, сбоку коленного сустава есть металлический кругляш – рондель. Такие диски прикрывают суставные области в том числе на подмышках и локтях. А также у всех доспехов отсутствует металлический гульфик, он защищает паховую область. Вы также можете встретить название тассет – это комбинация латной юбки и налядника. Ну а защитой ягодиц занимался кулет, он крепился за пояс и продолжал латную юбку.
А теперь взмахните палочкой и произнесите с чувством “Лорика сегментата!” Осенил ли вас свет с небес, засветились ли ваши одежды? Эх, а мы так надеялись на чудо, ведь это словосочетание звучит как заклинание, облачающее произносящего в непробиваемую броню. Но это всего лишь пластинчатый римский доспех. Обратите внимание, что состоит он из отдельных пластин, однако их соединение очень похоже на те же наплечники, нагрудники и подол. Вспомнили мы о нем именно потому, что другой принцип формообразующих броню элементов все равно исходит из анатомических пропорций и особенностей.
Какие материалы используют при создании доспехов
Во всех культурах были свои защитники с особыми видами доспехов. Вы легко отличите японского самурая от славянского богатыря, а их двоих от римского легионера. А все потому что броня создавалась и продолжает создаваться из разных материалов. Если вы пойдете и почитаете в интернете мировую эволюцию доспехов, то найдете даже доспехи из бумаги, которыми пользовались Китайцы. Пробовали ли вы порвать несколько листов бумаги, а целую стопку? Не так то это просто, и бумага прекрасно справлялась с поставленной ей задачей, пока не изобрели арбалеты и пробивная сила наконечников не выросла. Чисто теоретически можно разработать концепт доспеха даже из перьев или земли.
Из чего делают доспехи:
Кожа
Металлические пластины крепятся между собой либо металлическими клепками, либо ремнями из кожи. А также есть вариации доспехов, пластины которых нашиваются на кожаные или матерчатые фрагменты. Полностью кожаные доспехи тоже создавали, но они быстрее изнашивались и не могли защитить своего хозяина так же хорошо, как металлические. А также из кожи делали чехлы, сумки, декоративные элементы, обувь и кошельки (куда-то же рыцарь должен был складывать свой кошель с деньгами и ключи от дома).
Ткань
Без холстины, сукна, шерстяных тканей не обойтись, потому что из них также делались шнуры для скрепления доспехов и внутренний слой одежды под металлическую оболочку: стеганные куртки, штаны, подшлемники и шоссы (чем-то похожи по принципу на плотные чулки, защищающие ноги). А также поверх доспехов надевали тканевые налатные накидки, расшитые гербами и опознавательными знаками, парадные накидки и плащи.
Не можем не добавить немного познавательной информации, мы же должны вас знакомить с авторами произведений искусств! На первой картине изображен Король Артур Чарльза Эрнеста Батлера. На второй “Акколада”, написанная Эдмундом Лейтоном. У нас сегодня день новых слов: акколада – это посвящение в рыцари. А на третьей картине изображен Александр Невский кисти Павла Рыженко.
Металл
Ну а теперь о главном: железо и сталь использовались для создания кольчужной брони и металлических пластин. Это могла быть комбинация кольчуги и частично лат, а могла быть исключительно кольчужная броня. Все зависит от подвижности, места и времени создания доспеха. На скетчах художницы Jessica Taylor изображены концепты воинов в полностью металлических латах и той самой комбинации кольчужных элементов с наборными пластинами.
На картинах классических современных художников и маэстро старины мы увидим разные вариации парадных или более практичных доспехов. А вот в кино и игроиндустрии встречаются сделанные из чего угодно: костей и кожи, дерева, пластика, металла и магических элементалей. Фантазия безгранична, но она следует все тому же принципу даже у выдуманных доспехов: вы должны поверить, что их возможно носить, они не мешают движению тела и защищают.
Мы нашли три замечательных концепта, чтобы показать вам возможности воображения. У первого гладиатора от Giby Joseph самая необычная и эпатажная броня со шкурой тигра, обвязками, декоративными украшениями и полуголым телом. Частенько в таком случае можно встретить термин “бронелифчик”. Броня гладиатора создает агрессивный образ, в который зритель верит. Скандинавская дева от King Chen закутана в кожаную броню с головы до ног с металлическими элементами, тиснением по коже и гравировками на металле. Ну а рыцарь от Oliver Odmark – уже привычный нам образ более классического воина средневековья. Вы обратили внимание на отделку и орнаментирование элементов брони у этих персонажей? Настало время перейти от конструкции к украшательству.
Украшения доспехов
Современные люди делают аэрографию на машинах, одевают телефоны в чехлы с принтами, выбирают куртки с паттерном, подчеркивают красоту тела элегантно скроенными костюмами. Все то же самое было и в древности. Особенно когда хотелось продемонстрировать статус и богатство. Боевые доспехи, конечно, украшались реже. Излишние выступы, декоративные накладки и узоры могли сыграть злую шутку со своим хозяином: очень просто зацепиться подобными элементами и стать легкой добычей своего противника. К тому же декор прибавляет вес. Ну а более парадная броня могла такое позволить. Декорирование также не должно было мешать подвижности доспехов, поэтому оно шло покрывающим узором по поверхности лат или располагалось в таких местах, чтобы не мешать движению.
- Окантовка бордюра
Латунные, бронзовые, медные и золотые накладные пластинки и проволоки использовали для украшения краев доспехов. Практически все края доспехов могли декорироваться подобным образом. Так что получался своего рода полосатый “колорадский! жучок. Накладки могли дополняться растительными узорами, драгоценными камнями или эмалями.
рис. 7
- Гравировка и травление
Гравировкой и травлением создавались цветочные мотивы, гербы и отличительные знаки, фигурные композиции. Они могли покрывать поверхность полностью или только некоторые области. Рисунки травления или гравировки похожи, но вот сам принцип технологии у них сильно отличается. Травление – это создание рисунка с помощью кислот. Области, на которые наносили кислоту съедались ею и углублялись, получались микро-рельефы. А гравировка – это ручная работа с помощью резца.
- Окрашивание
Техника окрашивания проще и дешевле термической или химической обработки металла, как говорится: “дешево и сердито”. В кино вы можете встретить рыцарей в красно-сине-белых доспехаха раскраской шашечкой, расписными как пасхальное яйцо шлемами. В реальности цветные доспехи существовали, но намного чаще использовали краску на основе масляных или жирных связующих и сажи. Окрашивание было еще и очень практичным, так как оно защищало металл от коррозии. А подобные доспехи стали назвать черно-белыми. Возникает закономерный вопрос: как же тогда величали доспехи без покраски? Все очень просто, они назывались белыми из-за светлого цвета полированной стали и железа.
- Термическое воронение
Изменить цвет металла можно было с помощью нагрева. Высокая температура создавала цвета побежалости по поверхности лат. Приглядитесь и вы увидете на кирасе слева и на правом узорчатом доспехе синевато-зелено-фиолетовые отливы воронового крыла на пластинах.
- Рифление металла
Отчасти создание волн на поверхности пластин было веянием моды и напоминала плиссированную ткань и складки одежды. Однако у этого красивого эффекта есть и очень большой практический плюс: гофрирование позволяло сделать доспех легче, но с повышенной прочностью. Мы не зря добавили фото наколенника: они у таких доспехов были гладкими с небольшими рифлеными украшениями.
- Золочение
Доспехи знати и королей украшались не просто узорами, а драгоценными металлами и камнями. Сначала узор протравливали, затем его золотили. Могли добавлять выпуклые рельефные накладки и даже целые фигуры мистических зверей, скульптурные композиции, крылья и т.д. Помимо золота и камней, доспехи покрывали цветными эмалями. Наверное, если бы мы смогли перенестись во времени и оказаться на королевском празднике, увидеть монарха в подобном облачении, мы бы испытали такой же восторг и восхищение, как и люди древности.
Создание доспехов для персонажей
В мультипликации, кино, играх, комиксах парни и девушки в доспехах активно живут и сражаются. Конечно же, концепт-художники по персонажам создают для них одежду и доспехи. Мы с вами уже изучили составляющие брони и можем интерпретировать их под задачи и описание героев. К примеру, если у нас история про викингов, не боящихся холодов и огромных как скала, закованных в железо и шкуры, то можем представить подобных персонажей,подобных парочке из скандинавского мира от художника Julian del Rey.
Не всегда персонажи, которые будут участвовать в военных действиях – это люди. Ими могут быть антропоморфные существа. Мы все читали мифы и сказки разных культур, смотрели фэнтезийное кино и видели кентавров, русалок, минотавров, а ведь и они зачастую закованы в латы. Рассмотрим на примере оленеподобного ловчего-кентавра из God of War, как броня адаптирована под часть тела животного. Stephen Oakley продумал варианты более плотно закрывающие тело и конечности, и более открытые. Композит материалов для них тоже разный, но не типичный для традиционного доспеха: кожа, ткани, корни, мох и металл. А также видим варианты защиты в виде рогов и тканевых обвязок.
Художник не случайно использует разные позы и ставит своего персонажа в позиции 3/4, фас и профиль. Это нужно для того, чтобы проверить, не будут ли элементы брони мешаться под руками, связывать ноги, пронзать острыми краями спину или колоть бедра. Это помогает продумать систему крепления в узловых местах (подмышками, в районе бедер, на плечах и пояснице.) У фэнтезийной брони есть то, чего нет у настоящей: ей нужен эффект зрелищности и эмоциональная привязка. Закованный в железные листы ловец походил бы на средневекового рыцаря, в чем не было бы новизны и неожиданности. А вот лесной страж, обвешанный рогами, сумками, ожерельем из черепов и оплетками – совсем другой характер воина и совсем другой эффект восприятия. Образ становится ярким, лесным, дремучим, опасным, иными словами незабываемым. Поэтому, увы и ах! но выдуманная броня не всегда функциональна, зато красива и впечатляюща.
Мы хотим немного похвастать доспехами, которые создала наша студентка Елена Грищенко на курсе 2D графика High. Они комбинируют в себе тканевые, кожаные и металлические элементы (кольчугу и пластины). Каждая деталь функциональна, ну а модный шлем шапель завершает весь образ. Вот вам еще немного новых слов: шапель также называли капелиной, кабассетом или айзенхутом. Зато теперь, если на игре в Квиз вам попадется такое название, вы не растеряетесь и будете знать ответ. Между прочим на этом курсе можно разработать не только средневекового персонажа, любого интересного вам героя и окружение для него. Оставим вам ссылку, вдруг это ваша мечта.
Рисование брони дело непростое, но однозначно интересное! И конечно же оно связано с исследованием особенностей тела своего хозяина, будет это человек, мистический персонаж или даже кошка. А между прочим такие доспехи для котов существуют и выглядят очень эпатажно. Вот мы и закончили наш небольшой экскурс в особенности доспехов, остается дело за малым: идти и рисовать. Мы желаем вам, чтобы ваши рисунки и концепты были такими же блестящими, как начищенные и отполированные новые доспехи!