Привет! Меня зовут Антон Коростов, я куратор курсов по рисунку в Skills Up School. В этом туториале я расскажу, как нарисовать женскую фигуру карандашом.
Если вам привычнее рисовать в цифре, вы можете использовать графический планшет — принципиальной разницы нет. Главное понять принцип и пошагово выполнить этапы, тогда результат будет классным!
Также в этой статье мы поговорим о позах и ракурсах, которые лучше всего выбирать, рисуя человека. Мы изобразим девушку во фронтальном ракурсе, со спины и в профиль, таким образом, получим три выразительных анатомичных рисунка женской фигуры в разных положениях.
Еще мы затронем тему рисования портрета и причесок девушек с короткими и распущенными волосами.
Перед тем, как приступить к рисованию, давайте немного поговорим про анатомию человека.
Перед нами рисунок скелета во фронт — по нему мы определимся с основными пропорциями и расположением суставов.
Высоту скелета делим на восемь частей — так легче будет найти остальные части тела. В середине всей высоты найдем точку, в которой расположены лонное сращение таза и большой вертел. Сам таз равен примерно 1/8 высоты.
Теперь отметим с самого верха высоту головы — она тоже равна 1/8 длины скелета. Между головой и тазом на небольшом расстоянии от них расположится грудная клетка, размер которой должен быть уже таза, так как мы рисуем скелет человека женского пола. В нижней половине высоты скелета в ее середине мы найдем уровень высоты коленного сустава.
Определим еще одну пропорцию, поделив высоту головы (1/8) на три части, — этой высотой можно отмерить высоту стоп, размер коленных и плечевых суставов, а также расстояние между тазом и грудной клеткой.
Фронтальный ракурс
Приступаем к рисунку девушки во фронтальном ракурсе. Разметим высоту фигуры в листе, отступив небольшое расстояние от краев листа сверху и снизу. Также сразу можно наметить середину нашего отрезка. Старайтесь в процессе рисования не сильно давить на карандаш или стилус, чтобы не зачернять рисунок — это очень важно.
Начинаем размещать основные объемы фигуры — таз, грудную клетку и голову. Если вам сложно, то можете разметить высоту фигуры на восемь частей. Объемы должны быть очень условными, поэтому нарисуем простые геометрические силуэты и уже сейчас позаботимся о том, чтобы фигура стояла в выразительной позе — для этого трапецию таза наклоним в одну сторону, а грудную клетку — в противоположную.
Итак, мы заложили ритм нашей фигуры в позе контрапост — это очень выразительная поза, которая отлично подходит для рисования пластики женского тела.
Дорисовываем верхние и нижние конечности, намечая их очень набросочно простыми линиями. Также можно наметить коленные и плечевые суставы.
Если вы справились с общей разметкой пропорций фигуры, то можно легкой светлой линией очертить силуэт фигуры девушки. Постарайтесь в силуэте подчеркнуть характер таза и грудной клетки, которые мы наметили ранее.
Нарисуйте очертания бедер, рук, стоп и объем груди. Рисуйте упрощенно: не нужно срисовывать с референса, а нужно схематично изобразить объем фигуры и пока не вдаваться в детали.
Остановитесь и хорошо проанализируйте все пропорции фигуры на вашем наброске. Если что-то не так, то поправьте сейчас, потому что далее мы приступим к уточнению силуэта, проявлению структуры объемов и прорисовыванию деталей.
Если все в порядке, то перед следующим этапом рекомендую слегка осветлить рисунок, чтобы линии построения не мешали нам в дальнейшем, а помогали сделать анатомично убедительный рисунок.
Сейчас можно точнее нарисовать силуэт фигуры девушки, наметить надчревные углы и подвздошные гребни. В данном примере торс девушки слегка скручивается — это можно показать средней линией, которая уточняет форму фигуры внутри силуэта.
Можно разметить очертания лица и волос. Коленные чашечки тоже нужно сейчас правильно расположить, потому что по ним зритель будет понимать, куда направлены ноги, и это придаст убедительности позе и анатомии ног. Стопы и кисти пока прорисовывать подробно не нужно, достаточно оставить их условными, определив только очертания в силуэте.
Остался завершающий этап рисования фигуры женщины, в котором мы добавим тон, чтобы усилить объем и подчеркнуть анатомию. Когда вы накладываете штрихи, помните, что они должны ложиться по форме. Также не забывайте, что форма нужна более цельная, поэтому не затемняйте сильно тени и отдельные участки, даже если некоторые части тела кажутся очень объемными и сильно затемнены на референсе.
Женская фигура в контрапосте готова! Если вы выполнили все этапы по порядку, то результат, скорее всего, вас должен порадовать 🙂
Не расстраивайтесь, если пока вы допускаете ошибки в построении фигуры или пропорциях силуэта. Помните, что успеха можно добиться, только если постоянно практиковаться в данном направлении!
Продолжим? Нарисуем еще одну фигуру девушки, только теперь в профиль.
Ракурс в профиль
Для начала проясним еще одну вещь: неважно, рисуете вы с фотографии или с натуры, допускайте изменения в компоновке ракурса фигуры и других ее частей так, как это будет более выгодно с художественной точки зрения. Этот подход можно считать основополагающим, когда вы используете референс, так что не бойтесь изменять на своем рисунке то, что посчитаете нужным.
А теперь приступим!
Наметим высоту фигуры, отступив на небольшое расстояние по краям листа сверху и снизу, и найдем середину отрезка. Фигуру мы нарисуем в профиле, но для того, чтобы рисунок получился более убедительным и объемным, нужно сделать совсем небольшой разворот фигуры в нашу сторону. Таз наклонится вперед и вбок, потому что мы снова рисуем позу с опорой на одну ногу. Грудная клетка, наоборот, отклонится назад.
Не забывайте рисовать очень схематично и без сильного нажима. Наметьте суставы и направления нижних и верхних конечностей. Также не забывайте намечать среднюю линию торса и, чем дальше будем уточнять рисунок, уточняйте и ее, среднюю линию.
Сейчас аналогично с предыдущим вариантом ослабьте тон линий ластиком или уменьшите интенсивность слоя, чтобы предварительный набросок не мешал дальнейшей работе с нашим рисунком.
Уточните силуэт, но не уходите в сильную детализацию и скругление силуэта: не забывайте, что в итоге мы должны получить чуть более точный набросок фигуры, а не срисованную обводку натуры с референса. Советую использовать «наборную» линию и не делать слишком идеальный контур.
Наметьте внутри силуэта надчревные углы грудной клетки и подвздошные гребни таза, уточните лицо девушки, показав глаза, нос, губы и брови. Чуть точнее проявите суставы и разделите грудь на две части.
В завершении рисунка можно воспользоваться штриховкой по форме, чтобы дополнительно подчеркнуть структуру и объемы. Расставьте акценты на некоторых частях рисунка, например, на контуре передней ноги и прическе.
Вид со спины
Теперь нарисуем женскую фигуру со спины. Этапы будут такими же, поэтому проблем с этим ракурсом у вас не должно возникнуть.
Начинайте с компоновки фигуры, накидывания крупных основных масс тела и суставов. Постепенно уточняйте силуэт и не забывайте контролировать нажим, чтобы линии в вашем рисунке не были слишком темными. Если перетемнили, высветлите набросок и нарисуйте новые линии точнее и увереннее.
На последнем этапе добавьте штрих. Помните, что уходить в детали не следует, поэтому предайте тенями информацию о форме частей фигуры, чтобы подчеркнуть конструкцию.
Уделите внимание грудной клетке, объему таза и ягодичным мышцам. Можно слегка наметить объемы лопаток и суставов, а остальные детали, например, складки подробно прорисовывать не нужно, иначе рисунок может стать дробным и плоским.
Тональный рисунок
Для рисования более подробной и реалистичной фигуры нужно использовать технику тонального рисунка. В тональном рисунке практически отсутствует линия, а объем передается за счет светотеневых отношений пятен, которые нужно грамотно расположить на определенных участках силуэта фигуры, чтобы объем получился убедительным.
Такой рисунок гораздо плотнее по тону, длительнее и сложнее, но основывается он на базовых принципах конструктивного рисунка, примеры которого мы с вами сделали выше.
Рассмотрите подробнее техники и стили выполнения рисунка женской фигуры. Очень полезно изучать не только натуру, но и художественный подход разных художников — так вы быстрее освоите методы и лучше начнете понимать, что от вас требуется для уверенного выразительного рисунка.
Наброски женской фигуры
Если вы хотите в совершенстве освоить рисование женского тела, то как можно чаще практикуйте рисование набросков! Наброски — это способ выразить характер и пластику фигуры за короткий отрезок времени, используя небольшое количество линий или пятен в рисунке.
В начале рекомендую делать линейные наброски, не сильно увлекаясь пятном и тенями, а позже, когда станете рисовать увереннее, можно подключить тон. Посмотрите на примеры набросков разных авторов и пробуйте сделать что-то похожее.
Женский портрет и рисование прически
Чтобы убедительно нарисовать портрет девушки, нужно изучить основные пропорции лица и понимать конструкцию объема головы. Для изучения этой темы советую посмотреть статью о женском портрете (ссылка на статью) и статью о том, как рисовать глаза человека (ссылка на статью).
Когда вы рисуете женскую фигуру, продумайте положение головы и направление лица. Часто пластика позы тела подсказывает, в какую сторону стоит повернуть голову, чтобы композиционно связать ритм фигуры и положение головы. Положение головы мы можем значительно изменять для большей художественной выразительности и подчеркивания пластики фигуры.
Если вы рисуете быстрый набросок, достаточно наметить общий силуэт головы и слегка обозначить лицевой модуль, а средней линией — направление и положение лица. Если вы делаете продолжительный рисунок, то, кроме простой разметки головы и ее положения, нужно прорисовать отдельные части лица и проработать их объем.
Важная составляющая портрета — прическа. Сначала нужно определиться с типом прически, которая будет хорошо смотреться в вашем рисунке — это могут быть короткие волосы, длинные распущенные волосы, волосы собранные в пучок. Прическу можно сделать основным акцентом и создать на основе развивающихся прядей интересную ритмичную композицию.
Обязательно помните, что волосы — это объем, который нужно убедительно передать в рисунке. Поэтому, прежде всего, покажите, как волосы лежат по форме черепной коробки головы, а затем уже создавайте композицию на основе свободно свисающих волос.
Посмотрите примеры того, как рисуют прически разные авторы, а затем пробуйте сами рисовать и экспериментировать с рисованием причесок.
Спортивная женская фигура
Чтобы нарисовать спортивную девушку, важно показать развитую мускулатуру. Используйте референсы, но не копируйте их точно, а обращайте внимание на особенности тела и спортивной фигуры.
Важно учитывать, каким видом спорта занимается человек, так как это может влиять на степень развития определенных мышц и отражаться на внешнем виде. Можно поискать референсы людей в движении, занимающихся активными видами спорта: танцами, бегом, прыжкам, фигурным катанием, скалолазанием и т.д..
Пробуйте рисовать женскую фигуру в движении и сложных динамических позах, используя подход, который мы использовали, когда рисовали женскую фигуру в статичном положении. Приоритетная задача в таких рисунка — передать стремительность позы и динамику тела, поэтому не зацикливайтесь на прорисовке деталей и меньше срисовывайте.
Практикуйтесь больше, и у вас начнут получаться выразительные убедительные рисунки женской фигуры в разных позах. А если вам хочется системного изучения фигуры человека, приходите на курсы в Skills Up.
На курсе Фигура человека вы пройдете основные конструктивные и анатомические особенности фигуры, научитесь работать с пластикой и выявлять характерные формы, видеть движение и ритм в фигуре, взаимосвязи мышечных масс и скелета. И, конечно, нарисуете много выразительных набросков по представлению и с натуры!
На курсе Фигура в динамике научитесь рисовать эффектные скетчи фигуры, применять их в иллюстрациях, концепт-арте, комиксах или творческих проектах.
На курсе Наброски узнаете, как быстро передать динамику фигуры в скетче, когда у вас есть только 10-15 минут, и научитесь рисовать от пятна, работать с силуэтом, формой, пластикой, базовыми объемом и пропорциями.
Также в Skills Up School есть набор курсов, посвященный рисованию фигуры человека, — С нуля до фигуры. Выбирая его, вы с самого начала пройдете путь от рисования простых объектов до рисунков фигуры в динамике. Если ваша мечта — рисовать людей, но вы совсем недавно взяли в руки карандаш или стилус, курсы набора С нуля до фигуры станут мощной базой для дальнейших свершений!
Полезные видео-уроки:
Как Рисовать Женскую Фигуру (в динамике)
Как рисовать женскую фигуру сзади