Откройте для себя увлекательный мир анатомии человеческого тела, где каждая линия, кость и мышца являются ключом к совершенствованию ваших художественных навыков! Почему так важно углубленно изучать анатомию? Потому что это не просто основа для создания реалистичных персонажей — это врата в мир бескрайних творческих возможностей.
В этой статье-туториале мы погрузимся в уникальные аспекты анатомии, которые помогут вам не только лучше понимать строение тела, но и развивать свою художественную индивидуальность. Готовы раскрыть перед собой тайны анатомии и взлететь на новые высоты в искусстве рисования? Добро пожаловать в увлекательное путешествие!
Скелет
Изучение анатомии следует начинать с пропорций скелета. Нужно разобраться в том, как устроен скелет, и из каких костей он состоит. Так как скелет состоит из достаточно сложных по форме костей, художник должен уметь применять упрощение формы. Поэтому предполагается, что до того, как вы приступите к рисованию анатомии человека, вы уже освоили базовый подход в рисунке, и понимаете, как рисовать простые формы, умеете упрощать сложную форму и моделировать объем, чтобы выявить конструкцию.
Приступим к изучению анатомии скелета человека
Самыми главными и крупными объёмами являются грудная клетка и таз, чаще всего именно с них начинается рисунок как скелета так и фигуры человека. Затем намечается черепная коробка с лицевым модулем, после этого верхние и нижние конечности с кистями и стопами.
Если взять всю высоту скелета человека от стоп до макушки (теменной возвышенности), то поделив пополам эту длину мы найдем место лонного сращения таза. На этом уровне так же расположен большой вертел бедренной кости, который является самой крайней точкой скелета по ширине.
Верхнюю половину скелета от макушки до лонного сращения разделим на 4 части. Верхний отрезок равен высоте головы (1/8 от всей высоты скелета). Отступив от лонного сращения на один отрезок вверх, мы найдем верхний край подвздошных гребней таза. Грудная клетка находится между головой и тазом, нужно всего лишь отступить небольшое расстояние сверху и снизу (1/3 от высоты головы).
Теперь нижнюю половину скелета делим пополам и на этом уровне найдем нижний край коленного сустава. От тазобедренного сустава до коленного идет бедренная кость, которая в верхней части имеет крупный нарост, называющийся большим вертелом и от которого в сторону таза, отходит шейка бедра. Нижняя часть ноги состоит сразу из двух костей- большеберцовая и малоберцовая. Эти кости соединяются со стопой в голеностопном суставе. Стопа имеет высоту 1/3 высоты головы, и состоит из большого количества костей, но в рисунке следует их объединять в общие блоки и изображать простым силуэтом.
Далее намечаем дугу плечевого пояса, которая проходит по верхнему краю грудной клетки. Нижние края этой дуги определят расположение плечевых суставов. От плечевого сустава до локтевого идет плечевая кость, далее от локтевого сустава до лучезапястного сустава идет предплечье, состоящее из локтевой и лучевой кости. Запястье находится на уровне больших вертелов бедренной кости и, следовательно, посередине высоты всего скелета.
К запястью крепится кисть, окончание которой находится чуть выше середины бедренной кости. Кисть крепится к запястью и состоит из большого количества костей. Ладонная часть состоит из пястных костей, ее следует рисовать общим блоком. К ладони крепятся 4 пальца состоящие из 3 костей, которые называются фалангами, а сбоку ладони крепится большой палец состоящий всего из 2 фаланг.
Так же скелет имеет позвоночник- это группа костей, соединенный между собой по вертикали. Он служит опорой человеческого скелета и соединяет верхнюю часть с нижней. Позвоночник огибает грудной отдел и имеет S-образный профиль.
Отдельно следует также сказать о ключицах и лопатках. Хотя они не очень большого размера, но не нарисовать их мы не можем себе позволить, так как они имеют выразительный силуэт и красивую пластику. Ключицы находятся спереди в верхней части грудной клетки и имеют слегка изогнутый S-образный силуэт. Лопатки прилегают к тыльной стороне грудной клетки и имеют силуэт приближенный к форме треугольника.
Пронация и супинация
Для того, чтобы правдоподобно рисовать руки, нужно также разобраться с локтевым суставом. Кости предплечья соединяются с плечевой костью таким образом, чтобы человек мог развернуть ладонь по своей длинной оси как внутрь, так и наружу. Пронацией называется скрещенное положение локтевой и лучевой кости, а супинацией называется параллельное расположение костей.
Посмотрите уроки на нашем youtube-канале по теме рисованию скелета человека
Видео урок – Рисуем СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА. Фронтальный ракурс
Поза
Перед тем ка приступить к рисованию скелета или фигуры человека следует разобраться с тем, в какую позу их лучше всего ставить. Если вы только недавно начали изучать тему рисования фигуры человека, то лучше всего выбирать позы попроще.
Классической позой для рисования человека считается контрапост. В этой позе вес тела переносится на одну ногу, создавая небольшой изгиб таза и плечевого пояса, что очень эстетично и эффектно смотрится. Контрапост часто ассоциируется с классической скульптурой и живописью и позволяет найти баланс, уравновесить части тела, придать интересный изгиб фигуре человека и создать более глубокий образ. Так же есть много других более сложных интересных поз, но для начала лучше сосредоточиться на одной, чтобы разобраться с анатомией и конструкцией фигуры человека.
Фигура
После того, как мы немного разобрались со скелетом, можно приступить к изучению мышц человека. Так как основные пропорции фигуры человека задает конструкция скелета поэтому мы сосредоточимся на отдельных частях фигуры и разберем их.
Торс
Грудная клетка и таз являются самыми крупными частями фигуры, поэтому они так важны для процесса рисования. Изображая эти формы нужно намечать лишь силуэты без лишних подробностей и расположить их по отношению друг к другу под небольшим углом, чтобы проявить пластику позы.
На мужском торсе наиболее заметна большая грудная мышца, она расположена в верхней части грудной клетки и лежит на ее поверхности. Грудная мышца делится на две части правую и левую, а крепится в трех точках – в центре к грудине, сверху к ключицам, внешний край к плечевому суставу. Объём этой мышцы нужно рисовать сначала цельным блоком и слегка выгнутой дугой вверх, чтобы показать, как она огибает объем грудной клетки.
Плечевой сустав покрывает дельтовидная мышца, которая делится на три отдела- передняя, средняя и задняя дельта. Вначале дельту нужно рисовать как целый объем, затем в процессе детализации можно слегка выделить отделы этой мышцы.
Между грудной клеткой и тазом спереди идет прямая мышца живот (пресс) отвечающая за сгибание туловища. Спереди крепится к ребрам и мечевидному отростку, снизу к лонному сращению. Мышца делится на правую и левую сторону, и так же разделена поперечными перемычками. Таким образом можно увидеть «кубики пресса», обычно их 6 штук, но бывает и больше, в зависимости от проработки мышц.
Сбоку находятся косые мышцы торса, которые крепятся сверху к грудной клетки, снизу к подвздошным гребням таза. Объём этой мышцы в основном проявляется ближе к тазу, и слегка нависает над тазом и выпирает в силуэте.
Теперь посмотрим на мышцы, которые в основном видны со стороны спины. Самая крупная и заметная – широчайшая мышца. Она начинается снизу от крестца таза и углов подвздошных гребней, и поднимаясь выше расширяется и охватывает грудную клетку, как будто обнимает ее. Верхняя граница этой мышцы горизонтальная и находится примерно на середине грудной клетки, а по краям, обогнув объем грудной клетки крепится к плечевой кости в плечевом суставе. Широчайшая мышца перекрывает и прижимает низ лопатки. Так же к нижнему краю лопатки крепится круглая мышца, основной объём которой можно увидеть над верхним краем широчайшей мышцы. Верхняя часть торса со стороны спины покрыта трапециевидной мышцей, разделенной на несколько отделов. Верхний – примыкает к шее, средний – расположен между лопатками, нижний – находится в нижней части лопаток.
Женский торс имеет отличия от мужского тем, что мышцы не так выражены, формы более плавные и мягкие. Так же женский торс имеет молочные железы, которые лежат на грудных мышцах. Так как молочные железы и грудные мышцы это разные объемы, рисовать их нужно раздельными формами.
Ноги
Приступим к разбору нижней части фигуры человека. Самой заметной мышцей ноги является квадрицепс (четырехглавая мышца бедра) так, как это самая большая мышца человеческого тела. Квадрицепс находится на передней и боковых сторонах бедра. Сверху части этой мышцы прикрепляется к тазу и бедренной кости, снизу-к коленному суставу.
От переднего угла подвздошного гребня вниз до внутренней стороны коленного сустава тянется портняжная мышца. Она имеет небольшой объём, но за счет своего натяжения она разделяет объём бедра на две части- нижний объём в основном создает квадрицепс, а верхний объём задают приводящие мышцы бедра. Таким образом появляется интересная пластика и силуэт бедра.
На боковой стороне таза находится средняя ягодичная мышца. Ее объём может быть почти незаметным, а может и достаточно сильно проявляться, в зависимости он проработки и от напряжения этой мышцы. Между портняжной мышцей и средней ягодичной к подвздошному гребню крепится совсем небольшая, но часто заметная мышца – напрягатель широкой фасции. В области большого вертела она соединяется с широкой фасцией (сухожилие) на внешней боковой стороне бедра.
На тыльной стороне таза располагаются большие ягодичные мышцы, которые крепятся к крестцу таза по центру, а по бокам к бедренной кости.
Ниже ягодиц на тыльной стороне бедра располагается мышечный блок, состоящий из бицепса бедра, полусухожильной и полуперепончатой мышцы. Так как на фигуре человека отдельно эти мышцы не видны, поэтому их объем следует изображать цельным блоком.
Нижняя часть ноги с тыльной стороны покрыта камбаловидной мышцей, поверх которой крепится икроножная. Икроножная мышца состоит из двух частей – медиальной (на внутренней стороне) и латеральной (на внешней стороне). В силуэте икроножная мышца расширяется несимметрично, по внутренней стороне силуэта икроножка сильнее выпирает в нижней части, внешняя сторона в верхней части.
Силуэт ног человека асимметричный, поэтому следует внимательно изучить мышечные блоки и понять, как они влияют на пластику и характер силуэта, чтобы рисовать ноги анатомичными и изящными. Важно практиковаться в рисовании ног с натуры в разных ракурсах и положениях, чтобы быстрее вникнуть в их сложную форму.
Руки
На передней стороне руки находится бицепс (двухглавая мышца плеча), он крепится к плечевому суставу под объёмом дельты, а с низу к лучевой кости в районе локтевого сустава.
Нижняя часть руки состоит из плечелучевой мышцы и группы сгибателей и разгибателей, которые имеют свою основную массу ближе к локтевому суставу, а ниже плавно переходят в сухожилия из-за чего объём предплечья возле запястья заметно уменьшается.
Задняя поверхность руки в верхней части покрыта трицепсом (трехглавая мышца плеча). Трицепс разделен на две головки – одна короче(внешняя), другая длиннее(внутренняя). Между головками трицепса находится сухожилие соединяющее трицепс и локтевую косточку на тыльной стороне сустава.
Голова
Голова состоит из черепной коробки, которую больше видно в боковом ракурсе и лицевого модуля с фронтальной стороны имеющего вытянутую форму по вертикали. В основном весь объем головы создает форма черепа, поэтому для начала нужно изучить его конструкцию, а затем уже приступать к рисованию отдельных частей лица – нос, рот, глаза и уши.
Хотя мышцы здесь играют не главную роль, все же их тоже следует изучить, чтобы лучше понимать строение головы. На поверхности лицевой части черепа есть круговые мышцы глаза, круговые мышцы рта, скуловые, височные, затылочно-лобные мышцы, мышца гордеца, мышца, опускающая нижнюю губу и др. Можно отдельно выделить жевательную мышцу, которая находится на боковой стороне нижней челюсти, она особенно заметна на мужском лице.
Еще можно выделить отдельно грудино-ключично-сосцевидную мышцу, она находится на поверхности шеи и крепится в верхней части к сосцевидным отросткам на черепной коробке, а снизу к грудине и ключицам.
Посмотрите видео уроки по теме рисования фигуры человека
Видео урок – Рисуем мужскую фигуру
Видео урок – Как рисовать женскую фигуру
Видео урок – Как рисовать женскую фигуру сзади
Видео урок – Как правильно рисовать человеческую голову
Набросок
После того, как вы изучили порцию теоретических знаний пора приступать к практике. Практика набросков фигуры человека является важным этапом в художественном процессе, обогащая художественное восприятие и способствуя творческому росту. Делая наброски, вы закрепляете знания анатомии человеческого тела и учитесь изображать правильные пропорции. Так же наброски фигуры помогают художнику лучше понимать движения и позы человека. Это полезно при создании динамичных композиций, изображении сцен с движением или создании иллюстраций. Наброски фигуры являются прекрасной предварительной ступенью перед более сложными рисунками фигуры человека, а эксперименты с различными приемами и подходами позволяют найти свой уникальный художественный стиль.
Уделяйте немного времени каждому наброску и не пытайтесь нарисовать всю анатомию, которую знаете. Больше всего в набросках следите за силуэтом и пропорциями фигуры.
Действуйте быстро и не задерживайтесь на одном участке, чтобы набросок не стал выглядеть «вымученным». Нет ничего страшного в том, если вы немного нарушите пропорции и анатомию фигуры, чтобы сильнее выразить характер позы и сделать рисунок динамичнее и живее.
Для длительных анатомических зарисовок выделите отдельное время, когда вы вдумчиво будете исследовать каждую часть тела и каждую мышцу, задающую объём фигуре человека. Пробуйте делать совсем короткие наброски по 1-2 минуте, наброски по 5,10 и 15 минут. Чередуйте Длительные аналитические зарисовки фигуры с проработкой всех групп мышц и детализацией рисунка с быстрыми динамичными набросками. Такой подход будет наиболее эффективным и вы заметите значительный прогресс в рисовании правдоподобной и анатомичной фигуры человека.
Посмотирте несколько видео уроков по теме рисованию набросков
Видео урок – Рисуем наброски фигуры для новичков
Видео урок – Как рисовать наброски
Мы надеемся, что данное руководство озарило вас в мире анатомии человеческого тела и вдохновило на творческие открытия в искусстве рисования. Это лишь начало вашего пути к мастерству, и чтобы продолжить этот захватывающий процесс, мы приглашаем вас присоединиться к нашему онлайн курсу по рисованию человека. Здесь вы сможете глубже погрузиться в тему, получить персональные рекомендации и поддержку от опытных кураторов. Разблокируйте свой потенциал и откройте для себя новые горизонты в мире творчества.