А вы знали, что слово ТОРС расшифровывается, как: “Ты обязан рисовать сейчас еще”? Нет? Мы тоже этого не знали, а просто придумали. Но нам, безусловно, нравится такой девиз. Есть в нем нечто творческое… Мы так с вами часто видим людей в одежде, что порой уже кажется, что человеческий торс – это один цельный свитер или рубашка. А ведь очень важно знать устройство тела человека, особенно для художника. Приступим же к его изучению!
Из чего состоит торс
Было бы странно, если бы мы начали просто рисовать схемы, без привязки к какой либо натуре. А лучшая натура – это неподвижная натура. Но еще более лучшая натура – неподвижная и прекрасная! Поэтому мы с вами погрузимся в исследование устройства конструкции и мышц торса на примере двух мраморных статуй бога Гермеса и изящной Купальщицы. Человек редко стоит неподвижно, как столб, чаще мы с вами встречаем людей в движении или облокотившихся на поручень, чуть изогнутых в повороте. Стоять прямо по стойке смирно весьма непростая задача: мышцы быстро устают, и подобная поза неестественна. Поэтому мы выбрали именно таких героев: с небольшими поворотами и изгибами в теле.
Да-да, вы угадали! Мы будем абстрагироваться и делить торс на отделы из простых геометрических фигур. Множество мелких и более крупных мышц собираются в один механизм, а механизмы в единого автобота. Поэтому важно не акцентировать свое внимание на подобных мелочах. Торс сам по себе существовать не может, он является частью всего тела. Поэтому он захватывает часть таза (зеленый цилиндр внизу) и завершается шей. Сам торс можно разделить на 2 крупные половины: область живота с кором (желтый цилиндр над тазом) и грудную клетку (насыщенно желтый эллипс). Грудную клетку в свою очередь венчает связка округлостей плечевого пояса (оранжевые эллипсы), эполеты трапециевидных мышц (красные области, похожие по форме на эллипсоиды) и шея (розовые цилиндры).
Используя подобную схему, мы видим, как каждая из деталей торса связана с последующей и предыдущей. Таз и живот служат своеобразной подставкой, в которую погружено “яйцо” грудной клетки. Из нее выходит шпиль шеи, а плечи подобны коромыслу. Теперь же мы готовы перейти более детальному исследованию торса, начнем делить наши геометрические фигуры на группки.
Разбор анатомических особенностей
Из чего же все таки конкретно состоит торс, и есть ли различия между набором элементов у женщины и мужчины в его анатомии? А теперь давайте взглянем на схему “тигра в разрезе”. Ой, точнее на схему двух торсов, мы же с вами не герои фильма “Полосатый рейс”.
На самом деле набор элементов абсолютно идентичен, что у женщин, что у мужчин. Но дамам природа добавила дополнительные 2 детали в грудном отделе – это бюст. Мы выделили его белыми областями. Грудные мышцы никуда не деваются, а находятся под этим объемом. Различия заметны лишь в форме и размерах блоков мышц. У мужчин они более крупные и широкие, у женщин, наоборот, миниатюрные и изящные.
Попробуем проанализировать детали между собой:
- дельта девушки меньше и круглее мужской
- грудные мышцы, скрытые под грудью также меньше и менее фактурны, чем мужские
- видимая область грудной клетки девушки меньше, чем у юноши
- женские мышцы пресса также меньше по ширине и рельефу, чем мужские
Пропорции торса
Мы предлагаем вам использовать 2 основных принципа для поиска пропорций. Они достаточно простые, но применяются к любым отделам тела, в том числе и к торсу. Привычные нам пропорции человеческого тела, обнаруженные Поликлетом, были найдены по точно такой же схеме: измеряй и сравнивай! Начнем с двух крупных отделов торса: грудной клетки и кора с прессом. Расстояние от верха грудной клетки до талии очень практически равно высоте от талии до края пресса. У девушки эти расстояния очень близки, а вот у юноши грудная клетка чуть больше нижней высоты.
Ну а теперь посмотрим вторую весьма необходимую пропорцию. Высоты мы уже сравнили, а теперь пришло время ширин.Сравниваем 3 ключевых ширины: плечи, талия и верхний край таза. за который крепится торс. В основном в женской фигуре мы можем вывести формулу на убывание: плечи самые широкие, верхний край таза немного уже, а талия – самое узкое место. У юноши плечи также самые широкие, но ширина талии и верхнего края таза можно считать равными. Подобные соотношения мы можем встретить и у других людей, но нельзя считать их абсолютными. Типы телосложений бывают разными: более массивными и объемными, или, наоборот, более щуплыми. Поэтому каждую фигуру измеряйте индивидуально, не переносите данные пропорциональные соотношения на другие тела. Подобным методом вы можете измерить торс, к примеру, дельтовидной мышце й или мышцей груди и найти новые соотношения.
На наших уроках Рисунок человека и Фигура человека в онлайн и оффлайн мастерских мы много времени уделяем именно теме пропорций. Долго и упорно измеряем и сравниваем анатомические детали друг с другом. Кропотливо и внимательно изображаем не только торсы, но и головы, кисти, стопы, да и чего уж тут секретничать, даже мужскую и женскую фигуры целиком! Присоединяйтесь к нам, чтобы воспеть красоту человеческого тела:
Отличия в строении торса мужчины и женщины
Мы уже с вами упомянули один из главных отличительных признаков – это наличие груди у женщин. Давайте поговорим о нескольких других немаловажных несоответствиях.
Ширина плеч у мужчин больше ширины таза, у женщин эти длины либо равны, либо ширина таза больше размаха плеч. Из-за чего талия женского торса намного уже и более ярко выражена по сравнению с мужской фигурой. Поэтому силуэт мужского торса расширяется кверху, напоминая перевернутый основанием вверх треугольник. А женский торс – силуэт скрипки или перетянутый лентой букет. Мы видим насколько отличается оранжевый силуэт девушки от бирюзового юноши.
Грудная клетка у женщин меньше и имеет более узкое раскрытие – это пустота между ребрами. Его форма немного смахивает на острый уголочек. Раскрытие мужской клетки шире и похоже на часть полукруга. Две синих области сильно отличаются друг от друга. Не стоит забывать, что в эту пустоту встраиваются мышцы пресса, живота и органы. Поэтому там не так уж и пусто на самом деле.
Так как мужчины имеют большую мышечную массу, то и внешний силуэт торса становится более рельефным. Особенно разница заметна в плечах и районе таза. Мышцы плеч у женщин более округлые и мягкие, а мужские с резкими выступами фасций. Также косые мышцы живота у мужчин нависают над тазом округлыми карнизами. У женщин же в этом место образуются мягкие перекаты-валики над тазом. В целом для мужского силуэта характерна большая угловатость, квадратичность и резкость. Поэтому, если вы хотите создать образ героя-воителя, то смело усиливайте грубость линий.
Никогда не будет лишним использовать оси и дополнительные линии для сравнения. Мы отметили желтыми уровнями конструктивные выступы и впадины на торсах девушки и юноши. Благодаря этому становится заметна разница ширин соотношения у женщин и мужчин.
Купальщица:
- талия сильно уже таза
- плечи практически равны ширине таза
- край груди практически касается края
- грудной клетки
- линия подмышек визуально посередине
- между краем груди и линией плеч
Гермес:
- талия немного меньше таза
- плечи сильно шире таза
- край грудных мышц дальше
- от края грудной клетки
- линия подмышек визуально ближе
- низу грудных мышц
Пайплайн рисования торса женщины и мужчины
Внимательно изучив анатомию торса юноши и девушки, мы готовы перейти к практике. Успешному выполнению дела предшествует хорошая подготовка. И нам остались последние ее этапы – это выбрать инструмент,которым будем работать. Вы можете рисовать графитовым карандашом мягкости HB или B (жирнее не стоит, карандаш начнет пачкать бумагу) на плотной рисовальной бумаге. А также рисовать вместе с нами на планшете в Photoshop или Procreate. Ну а теперь, друзья, в путь!
1 ШАГ
Мы не зря в самом начале разобрали торсы на простые геометрические формы. Именно с этого мы и начнем. Легкими полупрозрачными штрихами Отмечаем набросок эллипса грудной клетки, цилиндр таза, провал полукруга мышц пресса ниже края таза и объем плеч. Обязательно соединяем дугой шарии плеч. Так мы удержим их на одном уровне. Соблюдаем сужение талии у женской фигуры и массивную крупность плеч у мужской.
2 ШАГ
Ну а теперь мы подобрались животрепещущему моменту: мы начнем закладывать детали! У девушки отмечаем полусферами объем груди, у юноши квадратичные объемы грудных мышц. Не забываем про дугу раскрытия грудной клетки и общему абрису мышц пресса. Вспоминаем схемку: женские мышцы тоньше, мужские массивней. Помним о пропорциях, соизмеряем параметры деталей наших торсов друг с другом.
3 ШАГ
Начинаем ставить более контрастные линии силуэта, учитывая особенности талии женской и мужской. Более четко подводим женскую грудь и контру мужских мышц груди. А также у мужского торса отмечаем заметными линиями диагонали косых мышц живота, нависающих над тазом. У девушки их не показываем, так как они незаметны.
4 ШАГ
Ух, а теперь потихоньку начинаем использовать тон! Старайтесь положить бочком карандашик, чтобы штрихи получались широкими или возьмите графитовый мелок для подобного эффекта. Подхватываем тенью женскую грудь более активно, чем мужскую. Ведь рельеф и объем у нее намного больше. Заливаем тенью нижнюю часть пресса. У девушки она напоминает больше яблочко, а у юноши менее выпуклую “подушку”. Более звонкими линиями ставим контур плеч и отмечаем расположения пупков. Да-да, они тоже важны.
5 ШАГ
Мы с вами уже собрали основной объем и силуэт, но не украсили макушки торсов. Пришло время для шеи и ключиц. Шея начинается там, где заканчиваются ключицы. А ключицы в свою очередь лежат над грудными мышцами. У юноши они четко видны, а у девушки нет. Поэтому мы откладываем небольшое расстояние от груди вверх и ставим линию ключиц. Все манипуляции делаем легкими штрихами, пока что без сильного нажима.
6 ШАГ
Ну а теперь, когда примерный абрис шеи поставлен и он нас устраивает по массам, мы можем сделать их заметными, с видимым контуром. У юноши отмечаем небольшой тенью место выступающего кадыка, девичьим шеям подобное не свойственно, поэтому там никаких намеков не нужно. Также отмечаем двумя острыми клинышками движения мышц по диагонали от края шеи к ключицам – это грудинно-ключично-сосевидные мышцы. Они всегда активно выпирают на поверхности шеи и заметны. Вот, теперь вы в курсе этого забавного названия и можете удивить друзей). Чтобы торсы выглядели симпатично и завершенно, добавим девушке снизу намек на ноги, а юноше прикроем пах драпировкой.
7 ШАГ
Очень легко затушевываем торсы дуговой штриховкой по теневым местам. Можем спокойно выступать за границы тел или наезжать на световые области. У нас же с вами есть вездесущий товарищ ластик! Он то нам и понадобиться на следующем этапе.
8 ШАГ
Внимательно сравниваем рисунок с референсами и обнаруживаем освещенные места на теле. Это все области, повернутые своими гранями фронтально и немного вверх, как раз лицом к источникам света. У Купальщицы и Гермеса разные источники света, не забываем об этом. Ну а теперь, вооружившись ластиком или формопластом, стираем тон на световых областях.
9 ШАГ
Можно было бы уже остановиться, ведь мы нарисовали 2 торса пропорционально в приятной легкой скетчовой манере. Но мы с вами идем дальше и продолжаем исследования. Общая тень найдена, надо уделить внимание ее границе. На стыке света и тени легкими штрихами показываем повороты, усиливаем акцент на них. И еще контрастней выделяем линию силуэта торсов.
10 ШАГ
Мы плавно подобрались сокровищу рисовального мира – контрастам. До этого момента мы не использовали с вами темный тон, старались добавлять его понемногу и маленькими дозами. Теперь же надо поставить финальный аккорд, который завершит наш рисунок и сделает его особенно выразительным. Нам нужен эффект, который создается в конце 7-й Симфонии Дмитрия Шостаковича. Ставим поворотную штриховку более заметно и уверенно по границам светотени, так чтобы у нас получился темный акцент на границе света. А затем плавно растягиваем его мягким тоном вглубь тени.
Фух! Вот у нас и получилось нарисовать 2 очаровательных торса. Самое время передохнуть, вытереть пот со лба, “выпить чаю, да скушать еще этих французских булок”. Ну а после небольшой передышки у нас все еще есть, чем вас порадовать.
Мы разобрали с вами, как нарисовать мужской и женский торс спереди, но у медали всегда две стороны! Именно поэтому советуем посмотреть урок по рисованию торса со спины от нашего основателя школы Азата Нургалеева. Одно дело следовать советам поэтапных картинок, а совсем другое наблюдать за процессом вживую, следить за магией рук и замечать особенности использования рисовального инструмента. Тем более, что на уроке разбирается не только торс, но и фигура со спины целиком!
Видео урок по рисованию торса со спины
Советы и лайфхаки
- Мы вам откроем секрет: как ни парадоксально, но люди (и мужчины, и женщины, и дети!!!) симметричные. А поэтому следите, чтобы размер мышц, их длина были одинаковыми, что слева, что справа. А также не забывайте, если с одной стороны нарисовали деталь тела, то с другой она тоже должна появиться.
- Соблюдайте пропорции. Нарушая соотношения объемов, вы создадите забавную карикатуру. Если, конечно, это не было основной целью. При стилизации и создании мультяшных персонажей часто использую трансформации пропорций. Но тогда подобные рисунки далеки от оригинала, а их основная задача – эмоции и характер, скрытые в теле.
- Обязательно ходите на живые наброски. Важно иметь возможность обойти человека с разных сторон, посмотреть динамику его движений, особенности изгибов и поворотов тела. Фотография торса вам не сможет полностью раскрыть потенциал живого тела.
- Пробуйте рисовать разные типы телосложения. Эктоморфы – склонные к худобе, сухожильные типы фигуры, эндоморфы – коренастые, полные или накачанные телосложения, мезоморфные – переходные виды, и не крупные, и не худые. Рисуя только один тип фигуры, вы лишаете себя счастья понимания особенностей каждого типа и способности изображать их все.
- Всегда измеряйте соотношения ширин и высот между собой. Находите самостоятельно собственные пропорции. Дополнительная проверка объемов тела друг другу никогда не будет лишней.
- Старайтесь соблюдать легкость в тоне. Очень часто так и хочется заштриховать все тени да потемнее, чтобы получилась кротовая нора галактических масштабов. Но постарайтесь добавлять темные тона понемногу и постепенно. Так рисунок получится объемным и не замученным.
- Изучайте книги по анатомии, теория также важна, как и практика. Очень советуем почитать книги Берна Хогарта “Рисунок человека в движении” и Готтфрида Баммеса “Изображение человека”.
Александр Бенуа однажды сказал: “Искусство – это великая радость жизни…” Надеемся, что вы тоже так думаете и будете приходить к нам в Skills Up School за новыми полезными статьями и уроками. Продолжайте рисовать и развиваться в этой увлекательной сфере. Да будет карандаш ваш острым, лист чистым, линии звонкими и изящными, и да пребудет с вами сила!