С чего начать учиться рисовать начинающему
Перед вами открыто множество путей в рисовании, а какой из них выбрать зависит от ваших целей и предпочтений. Рисование похоже на кондитерскую, в которой хочется все попробовать: и круассаны, и пирожные, и безе, и карамель да еще и запить все это то ли капуччино, то ли какао с маршмеллоу, то ли вообще жасминовым чаем. В начале пути стоит определиться, чего вы хотите: будет ли это живопись, графика или цифровая иллюстрация. В каждом из направлений есть свои особенности по использованию материалов, техническим приемам, принципам рисования и реализации. Если вы четко представляете себе интересующую вас сферу, смело идите в нее. Можно пойти в ВУЗ по специальности, можно пойти на курсы в частные студии и школы, любой выбор будет хорошим и верным. Главное – слушайте свое сердце и учитывайте особенности свободного времени. Иногда проще пройти дополнительное образование на курсах, чтобы не тратить много лет на достижение цели.
Ну а если у вас нет понимания чем и в чем рисовать, стоит просто попробовать разные материалы, взять пробные уроки, чтобы понять, близка ли вам работа красками, а может быть, все таки приятнее работать цифровыми кистями. Так что первая задача для начинающего рисовать – это определиться с направлением. А дальше начинать всегда стоит с базы – изучения основ специфики той сферы рисования, которая вам нравится. Также помимо практики необходимо изучать теорию: законы колористики, законы композиции, принципы перспективы, особенности тона и освещения, основы концептинга, законы анатомии, принципы стилизации, законы дизайна, следить за трендами и самое важное – поставить руку!
Вы скажете нам, что вы уже подобное читали, вам нужна конкретика. Все верно, она будет! А мы вас мягко и плавно к ней подводим и дальше расскажем о подводных камнях и необходимых знаниях.
Как замотивировать себя?
Мотивация – “это странный предмет, он вроде бы есть, а вроде бы нет”. На самом деле, ею можно и нужно управлять. Но только мягкими и аккуратными методами, без насилия над собой, иначе магия не получится, все должно быть по любви. Мы собрали для вас список хороших мыслей, которые помогут с мотивацией, разожгут в вас творческую страсть и придадут силу уверенности в себе:
- Начинать новое всегда страшно и непросто
Наш мозг очень ленивый зверь, живущий в голове и управляющий нашими действиями. А поэтому он будет препятствовать новой активности и затрате ресурсов на нее, ведь это же можно было бы полежать и посмотреть сериал целых 3 часа вместо рисования каких-то там кубиков! Поэтому он будет заставлять вас чувствовать себя неуютно. К тому же поначалу, пока вы не научили свои мышцы рук держать карандаш или кисть, новой мелкой моторике, нужным вам манипуляциям и ловкости, результат рисования не будет вас устраивать. Это абсолютно нормально! Когда-то давно мы тоже проходили этот путь и было трудно себя заставить строить идеальные эллипсы или круто штриховать как Альбрехт Дюрер. Но после первых шагов, мышцы окрепнут, глаз научится видеть и вам откроются новые уровни.
- Рисование – не стресс
Постарайтесь относиться к рисованию как к естественному процессу, к примеру, дыханию или потребности гулять. Если вы случайно запнулись или сбились с ровного ритма дыхания, ничего страшного не происходит, вы просто продолжаете двигаться дальше после небольшой остановки. Помните, вас никто не обидит и не наругает за вопросы, незнание нюансов или творческий навык.
- Попробуйте представить рисование как к хобби
Отнеситесь к этому занятию, как тренировкам. Вы же ходите в бассейн или на каток и получаете удовольствие, несмотря на взлеты и падения. Умение рисовать – это смесь физического навыка и умственного труда. А ум умеет перенапрягаться, так же как и мышцы, поэтому это нормально периодически “косячить”. Но из-за этого терять удовольствие и интерес к процессу не стоит.
- Ищите вдохновение
Составьте подборку художников, которые вам нравятся. Смотрите как они рисуют или рисовали, ходите в галереи и музеи за впечатлениями, подсматривайте приемы, это всегда полезно. Раз у нас зашел разговор о вдохновляющих авторах, то хотим поделиться тремя разными по стилю работами от Franklin Booth, Ивана Билибина и Sergio Toppi.
рис. 3
- Составьте график рисовальных вечеров
Поначалу, пока вы не привыкли к новому занятию, а ошибки и огрехи шепчут вам на ухо: “Брось меня, не рисуй больше!”, трудно заставлять себя рисовать. Поэтому выделите себе время на регулярные тренировки и занятия, к примеру, дважды или трижды в неделю. Нужно перейти Рубикон принятия нового творческого процесса в своей жизни. Спустя месяц рисование войдет у вас в привычку и вам станет комфортней, а приниматься за изучение новых областей в искусстве будет проще и легче.
- Ищите компанию
Вы можете найти единомышленников в книгах или статьях. Читайте биографии художников, их творческих путей, смотрите интервью и подкасты современников. И вы увидите, что вы не одни, многие тоже оказались когда-то на пороге творческого мира. К примеру, Генрих Семирадский по меркам 19 века поздно поступил в академию. Бросил отделение физико-математического факультета Харьковского университета и достиг своей цели: стал один из востребованных и самых сильных художников.
А также ищите компанию, с которой вы будете вместе рисовать, ищите учителя. В компании и под мягким присмотром опытного художника вы быстрее начнете осваивать это ремесло.
- Начните с простого
Не стоит сразу ставить сложные задачи. Ожидания могут не оправдать себя, а вы успеете расстроиться и потерять огонь желания рисовать. Постепенность – лучшее решение!
- Экспериментируйте
Пробуйте новое, это всегда помогает освежить восприятие и получить хорошие эмоции. К примеру, измените материал, возьмите бумагу другой фактуры, попробуйте нарисовать нетипичный для вас предмет, сходите на пленэр, порисуйте наброски с живой натуры и т.д. Благодаря экспериментам вы проверяете, куда вам интересно расти и каких знаний и навыков вам недостает. Это очень важное понимание.
- Представьте процесс обучения игрой
А что если наши трудности и заминки – это не просчеты и огрехи, а боссы, которые стоят на страже перехода к новому уровню? Первая битва с ним, может пройти неудачно, а вот со второго раза или третьего вы уже окажетесь на новом уровне. И не забывайте награждать себя за достижения!
- Хвалите и награждайте себя
Важно хвалить себя в хорошем смысле за достигнутые успехи, конечно не стоит уходить в крайности и становиться Нарциссом из древнегреческого мифа. Как сказал кот Гарфилд: “корми, люби и никогда не бросай!”. Вы уже идете по пути к своей цели и постоянно осваиваете новые приемы, усваиваете новую информацию. Разобрались с построением перспективы – угостите себя шоколадкой, нарисовали целый натюрморт – сводите себя на концерт, нарисовали портрет – подарите себе целый ТОРТ! Не забывайте, что вы всегда молодец!
- Давайте себе отдых
В любом занятии нужно делать перерывы. Поэтому не забывайте о разгрузочных днях, когда вы просто будете менять рисовальную деятельность на другие увлечения и дела. Без смены занятий вы быстро растеряете энергию, а времени на ее восполнение не будет, и мотивация рисовать вас покинет.
Постановка движения руки
Существует мнение, что мозгу все равно, какой метод вы используете для обучения: практический или теоретический. Он так или иначе учится и нарабатывает навык. Эх, как было бы тогда легко: посмотрели видео, полистали книжечку, послушали лекцию и вот вы уже Боттичелли! Будьте готовы к тому, что вас ждет небыстрый но интересный процесс обучения рук нужной вам моторике. Держать кисточки, карандаши и стилусы тоже надо научиться. От движения кисти или руки целиком, наклона инструмента или его поворота зависит стиль и качество мазка или штриха. Поначалу рука будет подрагивать, делать резкие движения, неаккуратно закруглять повороты. А линия будет получаться прерывистой, дрожащей с плохо управляемым нажимом. Все с вами в порядке, это не рука кривая и не карандаши плохие. Просто линия дрожит, потому что ей страшно от понимания могущества ее создателя (шутим-шутим). Мы написали небольшие рекомендаций, которые помогут поставить руку и сделать ее движения уверенными и хорошо управляемыми.
- Как держать инструмент
Для рисования контуров, построения, мелкой штриховки используйте положение 1. Инструмент держите тремя пальцами (указательным, большим и средним). Все остальные вариации дадут неестественные движения для кисти. Что может привести даже к травме запястья.
А для штриховки более размашистой, тушевой, очень удобно поменять захват пальцев. Попробуйте зажать инструмент двумя пальцами, как в положении 2. Теперь двигая кистью руки по дуге вы сможете оставлять штрихи большей длины и радиуса, они получатся более широкими, так как грифель будет ложиться на лист боком плашмя.
- Положение руки на столе/в воздухе
Когда вы рисуете на столе, рисующая рука должна с локтем лежать на его поверхности. Так вам легче будет ставить линии, они будут получатся более точными и прогнозируемыми. В полуподвешенном состоянии не хватает опоры, локоть уходит в пустоту и линия не получается.
А когда вы рисуете на цифровом планшете на коленях или на планшете на мольберте, то положить руку на стол уже не получится. В такой позиции вам надо управлять рукой от плеча. Представьте, что ваш плечевой сустав и плечо – это основа иглы циркуля, вокруг которой поворачивается вторая ножка. Если рука будет болтаться, то опоры для кисти не получится, и линии снова будут дрожащими.
- Упражнения
Начинаем с простого – привыкания к положению руки и к рисованию разных по характеру линий. Кажется, что упражнения скучны, но вы попробуйте их выполнить аккуратно и чисто. Поверьте, начинающей руке эти упражнения самое то для освоения нового положения. Вначале сделайте ряд наклонных штрихов с одинаковыми расстояниями между ними -1. Затем попробуйте рисовать более длинные горизонтальные штрихи с увеличением пустоты между ними -2. Как насчет заполнить область разного диаметра кружочками? И не просто кружочками, а аккуратными, ровными, без хвостиков и разрывов -3. Поменяем тактику и дадим руке новую задачку: заполнить область листа греческими завитками меандрами-4.
- Нажим
Не забывайте о нажиме на инструмент. Есть лайнеры, маркеры, перья, не изменяющие ширину отпечатка от нажима. Но в основном кисти, карандаши, мелки и стилусы обладают такой способностью. Попробуйте в начале поменять наклон линии и заполнить область однородными штрихами -1. Снова меняем тактику. Поначалу сильно нажимаем на инструмент, из-за чего он расплющивается и оставляет широкий след. А к концу дуги ослабляем нажим. Получим изогнутые капельки – 2. Пробуем такой же прием на горизонтальных штрихах – 3.
Вы не поверите, у нас есть целый талмуд с упражнениями и пошаговыми туторами для начинающих художников! Благодаря им вы сможете поставить руку и начинать рисовать более сложные вещи, чем линии и простую геометрию.
Очень советуем почитать статью “Как научиться рисовать” на нашем сайте школы.
Изучение основ: простые формы, перспектива, построение объёмов и светотень
Зачем учить основы, когда можно сразу двинуться к заветной цели? А все потому, что они дают вам твердую почву под ногами и рисование без сомнений. Они позволяют вам развить мышление творца и видение художника. Если нарушить последовательность изучения основ, то вам будет намного сложнее учиться. Каждый кирпичик знаний закрывает пустоты незнания последовательно. Получится ли построить высокую башню, если в стене то там, то сям будут прорехи и неравномерная кладка?
- Простые формы – это прямые, дугообразные линии и всевозможные другие ее вариации. Также к ним относятся плоские геометрические фигуры или фривольные силуэты. Тренировка на простых формах учит вас управлять инструментом, ставить руку, понимать азы законов композиции, динамичной формы и статичной. Вы как будто бы учитесь ходить в рисовальном мире. Представьте, что изучаете особенности шахматный фигур и их возможностей. А хитроумные вилки и гамбиты оставьте на потом.
- Перспектива. Мы живем с вами в весьма перспективном мире, предметы отделяются и приближаются, увеличиваются и сужаются. Художнику необходимо знать о видах перспективных сокращений и об их законах. Иначе, как вы будете рисовать локации с архитектурой?
- Построение объемов происходит именно с использованием на практике законов перспективы. Каждый шарик, каждый кубик, каждый конус и каждая сложная форма, составленная из их сочетания подвластна перспективным сокращением. Долой бесперспективные предметы! Также на этом уровне хорошо помогает тренировка рисования врезок. То есть совмещения фигур друг с другом. Это уже не одиночные кубики, а целый арт объект.
- Светотень – это создание иллюзии объёма нарисованных объектов. Важно изучить из чего она состоит и как все ее элементы сочетать между собой. Если тени станут светом, а свет тенью, то даже страшно представить мир, в котором все перевернулось. Между прочим, мы написали для вас статью про блики и свет, и даже сделали простые туторы о том как их рисовать.
На самом деле мы сейчас хитро и довольно улыбаемся, ведь это не все основы! Существуют еще, но мы расскажем вам о них попозже в виде последовательности действий с нарастающей сложностью. Прежде необходимо понять, как сделать этот список и придерживаться его.
Как составить план и придерживаться его?
Первый шаг вы уже сделали – это определились с направлением. Делаем следующий: определяем свой уровень. Если вы совсем начинающий в этой сфере, то приступаем к азам. А если опыт рисования есть, то выявляем свои слабые стороны: возможно, это конструктивный рисунок и анализ пропорций, возможно, отсутствие знаний в области колористики, а возможно, вы не знаете, как рисовать людей. Конечно же, дальше ставим себе цель научиться определенному приему и технике в выбранном направлении и расписываем график на неделю. В нем можно и нужно делать перерывы, небольшие отпуска. Надолго откладывать занятия не стоит, так навык будет расти медленно. Определите 2-3 дня на неделе. когда вы будете посвящать рисованию свободное время. Одного раза будет мало, а большее количество дней может утомить. Ну а чтобы не отступать и не сдавать позиции прокрастинации и печалям ни на шаг, хотим посоветовать вам некоторые действия:
- Представьте себе финальную цель. Когда вы ее достигнете, вы будете ощущать себя приятно от исполнения мечты и победы над трудностями, почувствуете удовлетворение достигатора. В процессе обучения вы будете также испытывать положительные эмоции, но они будут сдабриваться огорчениями от периодических неудач. Не забывайте, о счастливом финале.
- Не забывайте получать удовольствие от процесса. Если долго ждать того же самого финала, то яркость ощущений пропадет, как и ценность рисования. Мастер Угвей из Кунг-фу Панды говорил: “Прошедшее — забыто, грядущее — закрыто, настоящее — даровано. Потому его и зовут настоящим!”
- Не копите сложные для вас задачи по рисованию в один большой ком. Иначе он может перерасти в стену, дальше которой вы не пойдете. Делайте микс: сначала приятное и интересное для вас, затем нечто сложное и проблемное, а потом снова приятное. Представьте себе торт, в котором вдруг оказались нелюбимые кусочки орехов. Однако они так распределены по нему, спрятаны за кремом и вкуснейшей фруктовой пропиткой, за мягчайшими коржами теста, что они перестают вас останавливать от поедания этого чуда света. И торт то не стал хуже, а возможно вы и орехи полюбили после такого сочетания!
- Найдите единомышленников вместе с которыми вы будете рисовать или компанию, в которой вы сможете обсуждать интересующие вас вопросы по рисованию. Поддержка и вовлеченность людей со стороны – очень хорошая мотивация не отступать от своего плана. К примеру, у нас в Skills Up Club собралась именно такая увлеченная рисованием и скульптингом компания, всегда можно прийти за советом или за поддержкой, а также еще и порисовать вместе на разноплановых стримах. (Кажется, мы подобное советовали вам про мотивацию, но и в этом случае такой подход тоже очень действенный!)
- Представляйте процесс рисования не обязанностями, а возможностями. С каждым освоенным этапам вам открываются все новые и новые двери в этой сфере.
Распишем ваше изучение основ по шагам
Для начинающих в рисунке, живописи или цифровой графике важно изучить общие основы. А уже после переходить к особенностям каждого направления. И мы вам в этом поможем. В новой информации легко запутаться, как будто в болоте. А потому не отчаиваемся и движемся вперед вместе! Намного легче начинать с карандаша и монохромных цветов.
- Освоить линию.
Мы вам уже советовали некоторые приемы и упражнения для постановки руки, они прекрасно подойдут для начала. Любой простой или сложный рисунок создается из линий, штрихов и их сочетания. От линий и штрихов плавно переходите к геометрическим фигурам и более хитрым силуэтам.
- Конструктивное рисование простой объемной геометрии
После плоскостного рисования переходите к объему и рисованию шаров, кубов, цилиндров, пирамид и призм. На этом этапе пора разобраться как строить геометрические объемы и как с помощью штриховки создавать простой намек на объем.
- Пропорции
Изучайте принцип анализа пропорций и пробуйте копировать простые плоские силуэты. Срисуйте эллипсы, цветочки, домики, все угодно. Измеряйте соотношения мелких деталей к крупным элементам. Когда вы освоите перенос пропорций на плоских рисунках, вам намного легче будет сохранять их в объеме.
- Законы перспективы
Эта ступень будет посложнее, но зато вы уже к ней готовы. На простых геометрических объемах изучайте разные виды перспективы и ее искажений. Затем попробуйте совместить несколько фигур друг с другом, сделать в них отверстия или выступы. И снова применить перспективные искажения к новым фигурам.
- Законы светотени
Теперь можно приступить к углубленному изучению распространения света и тени по поверхности предметов. Также начинайте с простых объемов – основы всех сложных формообразований: сфер, кубов, призм и цилиндров. Используйте штриховку для передачи нюансов и контрастов теней.
- Рендер или штриховка
На этом этапе попробуйте больше внимания уделить штрихованию и рендеру, то есть передаче точных тональных отношений предметов. Пробуйте ставить простые натюрморты из двух, трех или четырех предметов. Также вы готовы приступить к изучению композиции и ее особенностям (статике и динамике, метрике и ритмике, симметрии и асимметрии, контраста и нюансами). Дальше сложность будет повышаться и без этих азов вам будет трудновато.
- Сложная геометрия
Сложная геометрия – это тела вращения и бионические формы, такие как растения, животные, сложные технические предметы дизайна, а также драпировки.
- Анатомия
После всех предыдущих этапов вы будете готовы переходить к изучению анатомии человека или животных. Ведь они состоят из простых форм, а вы их уже изучили, изучили приемы пропорций, особенности материала и манипуляций им.
На этом же этапе вы смело можете переходить к исследованию колористики, стилизации, основам концептинга и иллюстрации.
Как расти дальше?
У нас есть забавная аналогия с играми в этом вопросе: представьте, что вы развиваете своего персонажа и решаете, будет ли он только лучником или мульти-воином, владеющим магией, одноручным мечом и навыками стрельбы.
- Вы можете идти перескоком, развивая способности параллельно в нескольких сферах, порой меняя направление. К примеру, сначала изучили основы приемов рисунка и законы перспективы на простой геометрии, а после пошли применять изученное в написании натюрмортов и работе с цветом. Как будто бы вы мореплаватель, который исследует разбросанные острова в море.
- Вы можете постепенно расширять свои познания в области одной сферы. Так вы будете идти более последовательным путем, а каждая новая тема для вас будет плавно вытекать из предыдущей. Скажем, вы начали изучать все тот же рисунок с простой геометрии и перспективы, затем углубились в более сложную тему бионической пластики и сложной геометрии, а затем перешли к этапу рисования карандашом основ анатомии человека, а после к рисованию портрета. В таком случае вы похожи на исследователя, который постепенно увеличивает ареал своих радиальных походов по неисследованным землям. Правда же романтично и захватывающе!
Оба пути хороши, выбирайте тот, который вам будет проще и увлекательней пройти. Если вас раздражают однотипные задачи, постоянный монохромный цвет рисунка, попробуйте внедрить элементы живописи в свое обучение. Главное помните: для обоих вариантов роста необходимо повышать сложность упражнений, внедрять новые приемы, новые материалы и менять количество и формы изображаемых объектов. Концентрируясь только на одной цели, к примеру, натюрмортах из фруктов, вы станете экспертом только по фруктам, а не многоплановым специалистом.
Смотрите, как наши студенты растут над собой! Они проходят путь от незатейливых кубиков и шариков к сложной геометрии и бионической пластике. И вы так же сможете самостоятельно или вместе с нами в уютной и заряженной на позитив и успех компании единомышленников на курсе Рисунок Basic. Оставим вам ссылку, вдруг вы заинтересуетесь и как схватите карандаши, как побежите с нами рисовать!
Всегда помните, вы уже сделали первый и самый сложный шаг на пути к своей цели – начали думать и делать первые движения в рисовании! А значит, остальное точно получится.
Армия художников должна расти, чтобы этот мир наполнился прекрасными артами и рисунками. Мы в Skills Up School верим, что кто как не мы (художники) спасем этот мир красотой и сделаем его лучше. Присоединяйтесь к нам и давайте вместе развиваться и рисовать!