Большущий список промокодов

которые дают скидки на все курсы школы

Забрать промокод
Корзина
Выбрать курс

Бесплатные онлайн-курсы
с куратором

Записаться

Большущий список
промокодов

Подробнее
Выбранные курсы

Корзина пуста.

Кэшбек
+0
Цена без скидки
Вся сумма
0

Цифровая живопись для начинающих

3 июля 2024

 

Всем привет! меня зовут Марина Перегуд, я куратор курса Цифровая живопись в Skills Up School. В этой статье я расскажу вам о цифровой живописи, ее видах и стилях, а после теоретической части мы перейдем к практике и нарисуем портрет кота.

Все чаще художники интересуются цифровой живописью. Она приобрела огромную популярность благодаря своей универсальности, сочетанию традиционных методов рисования и современных технологий.

Но многие не знают, с чего начать. Эта статья послужит проводником в мир цифровой живописи, и будет интересна как новичкам, так и более опытным художникам.

 

Работа куратора Валерии Пронько
Автор работы: Валерия Пронько

Отличия цифровой живописи от традиционной живописи

Традиционная и цифровая живопись — это два разных подхода к созданию произведений искусства. Рассмотрим их основные различия.

Материалы и инструменты

Для традиционной живописи требуются холст, краски, кисти, мольберт и т.д. Для работы с ними нужно место, а взять их с собой на пленэр бывает проблематично из-за их громоздкости. Но плюсом таких материалов является уникальный тактильный опыт, который получает художник, работая с ними.
В цифровой живописи используется компьютер, программа и графический планшет. Для них требуется мало места, а если вы работаете на Ipad или подобном портативном устройстве, то можно начать работу дома на компьютере, а продолжить в дороге. Отдельно можно отметить, что при работе с планшетом вы не испачкаетесь в краске и после не нужно мыть кисти 🙂

Процесс и техники

В классической живописи художник наносит краску на холст, используя обширный инструментарий (кисть, мастихин, губка и др.), применяя различные техники, работая тонкими слоями (лессировка) или же пастозными фактурными мазками. Инструментарий цифровой живописи может не только имитировать традиционные техники и текстуры, но также редактировать освещение, цветовую гамму, тон, объекты, слои и т.д. на любом этапе. Это позволяет достичь результата, которого было бы труднее или вовсе невозможно добиться в традиционной живописи.

Изменения и исправления

На холсте или бумаге исправления ограничены, потому что краску не всегда можно легко удалить или корректировать. Ошибку может быть сложно исправить без переделывания работы с нуля.

В «цифре» художник может легко отменять и переходить назад к предыдущему этапу работы, а также редактировать любую часть изображения без потери качества.

Хранение

Традиционные произведения живописи могут быть физически объемными, они подвержены воздействию времени и факторам окружающей среды, поэтому требуют специального места для хранения и защиты.
В цифровой живописи художник может сохранять свои работы в электронном виде в памяти устройства на жстком диске или в облаке. Для них не нужны особые условия хранения, а доступ к ним можно получить в любой момент.

Одни художники предпочитают работать в традиционной технике, наслаждаясь непосредственным взаимодействием с материалом на бумаге, другие — предпочитают использовать цифровой формат из-за гибкости и удобного инструментария.

Работа студента курса Цифровая Живопись - Лобачёва Егора

Работа студента курса Цифровая Живопись Егора Лобачева

Композиция в цифровой живописи аналогична классической композиции в традиционном искусстве. Художники используют одинаковые законы и правила композиции, вне зависимости от материала. Но существенное отличие современных цифровых композиций часто можно заметить в выборе сюжета и технике исполнения.

В работах современного художника и друга Skills Up School Андрея Сурнова мы можем видеть сочетание реалистического мира с магическими или футуристичными элементами. Андрей часто работает с натуры, оттачивая мастерство работы со светом и цветом. Благодаря натурной практике, ему так достоверно удается передать знакомый нам свет от фар автомобиля, отражения солнца на металлических поверхностях и блеск сырого асфальта.

Дополним необычной манерой письма: используя стандартную для любого редактора круглую кисть, автор собирает форму из мазков разного направления, наслаивая их друг на друга, практически не смягчая и не смазывая края. Таки округлые мазки-точки стали визитной карточкой стиля Андрея Сурнова.

Этот подход и приемы вместе создают уникальную атмосферу в картинах художника и делают их запоминающимися.

Композиция в цифровой живописи

Композиция в цифровой живописи

Композиция в цифровой живописи

 

Кстати, Андрей Сурнов не раз выступал в нашей школе с лекциями и мастер-классами, создавая работы с натуры прямо в аудитории. Делимся с вами одной из таких работ, выполненных на мастер-классе в Skills Up School в Петербурге в 2017 году.

Запись мастер-класса и другие полезные материалы можно посмотреть на нашем YouTube-канале: «Цифровая живопись и рисунок»  Мастер-класс Андрея Сурнова

Не менее увлекательным является и направление Цифрового рисунка — к его изучению мы приступаем после освоения базы академического рисунка. Цифровой рисунок сильнее привязан к традиционному, в нем также используются линия и штрих как средство выразительности, он может быть как линейно-конструктивным, так и тональным.

Рисунок помогает глубже понять форму и структуру объектов и является основой изобразительного искусства. В Skills Up School мы обучаем как традиционному, так и цифровому академическому рисунку с нуля до Pro уровня на наших курсах.

 

Работы куратора курсов Рисунок Basic, Middle и High Коростова Антона

Работы куратора курсов Рисунок Basic, Middle и High Коростова Антона

Работы куратора курсов Рисунок Basic, Middle и High Коростова Антона

 

Цифровая живопись — новое искусство

Мы в Skills Up считаем цифровую живопись одним из примеров нового искусства. Мы помогаем студентам освоить базу рисунка и навыки работы с цветом, а затем вместе создаем интересные живые композиции.

 

Работа студентки курса Цифровая Живопись Болдыревой Софии

Работа студентки курса Цифровая Живопись Болдыревой Софии

Современная цифровая живопись по качеству, исполнению и масштабности работ не уступает традиционным работам прошлого, и ей есть, куда развиваться дальше.

Увеличивается мощность компьютеров, меняется и совершенствуется программное обеспечение, появляются новые техники для создания работ и устройства визуализации изображений — проекторы и голография, что делают цифровую живопись интерактивной. А широкое распространение через медиа и интернет делают искусство доступным, как никогда прежде.

Однако, несмотря на все преимущества, цифровая живопись вызывает и дебаты о ее месте в искусстве: некоторые критики считают, что она не может встать в один ряд с традиционным искусством, так как лишена тактильности и физической природы.

В конечном счете, это — вопрос вкуса и предпочтений художника и зрителя 🙂

Выставка диджитал-искусства может быть организована различными способами. Наиболее популярными являются онлайн-галереи, такие как Artstation, Behance и Instagram. Некоторые художники используют собственный сайт или блог.

Хотя цифровое искусство обычно создано для отображения в электронном формате, его можно также распечатывать и выставлять в физическом пространстве. Галереи и выставочные залы все чаще дают возможность художникам представить свои работы в виде печатей, холстов или установленных мониторов.

Диджитал-арт может быть воспроизведен в интерактивной форме, например, в виде инсталляций или игровых проектов. Такие работы могут быть выставлены на специализированных выставках и фестивалях, посвященных интерактивному искусству и новым медиа.

Важно понимать, что компьютер в цифровой живописи и рисунке — это такой же инструмент, как кисть и карандаш. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, необходимо изучать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт: понимать цветовую теорию, работать со светом, линейной и воздушной перспективой и т.д..

Что для тебя цифровая живопись? Этот вопрос мы задали художнице и куратору курса Цифровой Портрет Елене Чуркиной:

«Для меня цифровая живопись это импровизация, глоток красочности и вкуса в мире цифровой графики. Специфика игровой индустрии не всегда дает развернуться душе художника, а на виртуальных пленэрах и живописных постановках есть возможность баловаться с кистями и приемами.

Я использую как простые, так и текстурные кисти. Периодически отказываюсь от сложных кистей и работаю только базовыми инструментами. От постоянной работы с фактурами глаз может устать, поэтому необходимы перерывы.

Возвращаться к текстурам каждый раз после таких «отпусков» приятно и ново. Таким образом, благодаря регулярной смене инструментов, усиливается понимание и прогресс живописи».

 

Работы куратора курса Цифровой портрет - Чуркиной Елены

Работы куратора курса Цифровой портрет - Чуркиной Елены

Работы куратора курса Цифровой портрет Елены Чуркиной


Виды цифровой живописи

Виды цифровой живописи очень разнообразны и разграничить их не просто. Но мы можем выделить несколько видов, основываясь на областях применения и типах задач, для которых требуются навыки цифровой живописи.

Концепт-арт. Да, это направление может быть живописным! Концепты нужны в основном для кино и видеоигр. Это направление, в свою очередь, можно поделить еще на несколько видов:

Персонажи. Внешний вид существ и героев, отражение их характеров через портрет, одежду и другие детали. Требует хорошего знания анатомии.

Живописный рендер в концепт-арте персонажа, автор: Роман Куприянов

Живописный рендер в концепт-арте персонажа, автор: Роман Куприянов

Окружение. Создание пейзажей и интерьеров, продумывание локаций и работа над атмосферой окружающего мира — здесь особенно ценятся знания перспективы и навыки работы с освещением.

Работа художницы Angela Sung

Работа художницы Angela Sung

Пропсы (предметы). Дизайн вещей, наполняющих локации и дополняющих внешний вид героев. Через предметы художник тоже может рассказать историю: что это за вещь, она старая или новая, из какого материала сделана и кому принадлежит? Ответы на эти вопросы находит концепт-художник в своих работах, и здесь требуются навыки линейного построения, особое внимание к фактурам и текстурам.

Работа художника Clint Cearley

Работа художника Clint Cearley

Часто именно навыки цифровой живописи и индивидуальная манера художника определяют стилистику и внешний вид будущего проекта.

Концепт-арт художника Андрея Сурнова для игры Jusant и финальный внешний вид объектов в игре

Концепт-арт художника Андрея Сурнова для игры Jusant и финальный внешний вид объектов в игре

Концепт-арт художника Андрея Сурнова для игры Jusant и финальный внешний вид объектов в игре

Иллюстрация. Это может быть как привычная нам книжная иллюстрация, так и самостоятельное произведение. В диджитал-среде обычно под этим видом мы имеем ввиду одну или несколько картин, объединенных общей темой или сюжетом.

Они могут быть личным творчеством художника или коммерческой работой на заказ. В таких произведениях наиболее полно раскрываются навыки художника, так как создание картины — это комплексная работа, требующая от художника использования всего арсенала накопленных знаний. Хорошие иллюстрации запоминаются, становятся визитной карточкой автора и отличным дополнением портфолио.

Работа куратора курса Цифровая живопись Перегуд Марины

Работа куратора курса Цифровая живопись Перегуд Марины

Реклама и промо-арт. Создание иллюстраций и оформление продуктов брендов и компаний из различных сфер. Подобная коллаборация художника и бренда является отличным рекламным ходом для компании, а для художника — прекрасным способом выразить себя, попробовать что-то новое и продемонстрировать свое творчество большой аудитории.

Оформление павильона Riot Arcade в аэропорту города Инчхон, использованы работы художника Atey Ghailan

Оформление павильона Riot Arcade в аэропорту города Инчхон, использованы работы художника Atey Ghailan

Стили цифровой живописи

Цифровое искусство крайне разнообразно и включает в себя множество стилей: от аниме до реалистических изображений. И все они могут быть живописными!

Есть два основных фактора в выборе стилистики:

  • Художественное видение автора и собственный творческий метод. Формируются под влиянием вкусовых предпочтений художника, опыта, индивидуальных навыков, вдохновения определенными течениями в искусстве, произведениями и проектами, а также культурной средой.
  • Общая концепция проекта. Когда речь идет о коммерческой работе, художник подстраивается под задачи проекта, выбирая стилистику наиболее подходящую теме. Различные жанры могут требовать определенного стиля и эстетики для достижения нужной атмосферы. Казуальный стиль больше подойдет для мобильных проектов, а семиреализм и реалистический стиль подойдут для кино, игр и проектов с серьезными темами.

Реалистичный портрет, работа куратора курса Цифровая живопись Яны Стручок

Реалистичный портрет, работа куратора курса Цифровая живопись Яны Стручок

Работа в аниме-стиле, автор: Enze Fu    

Работа в аниме-стиле, автор: Enze Fu    

Семиреализм, автор Sebijy

Семиреализм, автор Sebijy

Экспрессионизм в работах художника Alexander Rostov

Экспрессионизм в работах художника Alexander Rostov

Экспрессионизм в работах художника Alexander Rostov

Стилизованный портрет, работа куратора курсов и основателя Skills Up School Азата Нургалеева
Стилизованный портрет, работа куратора курсов и основателя Skills Up School Азата Нургалеева

Многообразие стилей и подходов, доступных в цифровой живописи, поражает воображение. От фотореализма и гиперреализма до абстракции и сюрреализма — каждый художник может найти свою уникальную манеру. Цифровые инструменты позволяют экспериментировать с текстурами, формами и цветами, открывая новые грани творчества.

О своих любимых инструментах рассказывает куратор курса Цифровая живопись Яна Стручок:

«Мне нравится искать интересные приемы с помощью текстурных кистей. В масле мы использовали губки, кусочки газет, мастихин, чтобы играть с фактурой краски. В цифре можно просто выбрать или перенастроить кисть, и, в конце концов, сделать свою.

Отдельная любовь это кисти с динамикой цвета: они помогают быстрее расшевелить общую палитру работы. Очень люблю применять режимы наложения, особенно Overlay и Multiply. При этом чаще всего использую наложение не на слой, а на саму кисть: когда такие наложения наслаиваются друг на друга, получаются очень классные цвета обычно это помогает расставить акценты в работе.

Помимо инструмента «кисть» я очень часто использую разнообразные «пальцы» и «микс-кисти». И те, и другие по-разному смешивают, размазывают и позволяют работать с касаниями.

Микс-кисть вообще очень интересная вещь: когда мы используем пипетку в обычном режиме, она берет только один образец цвета. Когда мы используем пипетку с микс-кистью, она действует сродни штампу и забирает не один цвет, а кусок изображения это сродни тому, как в традиционной живописи вы могли бы набрать на кисть сразу несколько оттенков, не смешивая их между собой. Именно этот инструмент вместе с наложениями позволяет мне добиваться живописности  и буйства цвета в цифре.

Свобода и разнообразие инструментов рождают во мне любопытство и азарт, постоянное «а что, если». Поэтому мне никогда не скучно, главное, отпустить себя и идти пробовать».

Работы куратора  курса Цифровая живопись -  Яны Стручок

Работы куратора  курса Цифровая живопись -  Яны Стручок
Работы куратора  курса Цифровая живопись –  Яны Стручок

Если вы только пробуете себя в цифровом рисунке, рекомендуем ознакомиться со статьями: Как рисовать в Procreate и Как рисовать в Adobe Photoshop.

Туториал по цифровой живописи

Начинается самое интересное — практика! В этом туториале мы разберем последовательность выполнения живописного этюда, работу с тоном и цветом и пошагово создадим яркий и запоминающийся портрет кота. Поехали!

Начнем с поиска референса. Я часто пользуюсь Pinterest, но также ищу фото в гугле и делаю фото самостоятельно. На рефе обращайте внимание, в первую очередь, на тона и форму объекта — это поможет вам передать объем в своем рисунке.
Цветовую гамму не обязательно брать с фотографии, я часто добавляю цвета от себя, ориентируясь на знания цветовой теории и собственное чутье.

Для работы я выбрала фото такого забавного кота 😀

Референс

Референс

Я буду выполнять работу в Photoshop. Создаем холст: я выбрала квадратный формат 2480х2480 пикселей. Разрешение по умолчанию — 300 dpi, цвет холста меняю на серый, потому что мак мне удобнее работать с тоном и цветом, и фон не слепит при работе.

Программа

Начнем с создания тонального эскиза. Над слоем с фоном создаем новый слой — на нем мы будем рисовать. На этом этапе я использую жесткую кисть без текстуры и три тона: светлый, средний, темный.

Обратите внимание, я использую довольно приглушенные тона. Если сделать изображение слишком контрастным, оно будет выглядеть неестественно. Так как сам кот темный, то для светлых частей я использую серый, а не белый. Тон важнее цвета — следите за ним на протяжении всей работы.

Также на этом этапе я немного правлю силуэт котика: так как на фото непонятно, в какой позе кот, я срезаю форму справа, чтобы сделать силуэт читаемым — эта небольшая работа с композицией выполняется на этапе эскиза, пока вносить такие изменения легко и быстро.

На этом этапе важно не уйти в излишнюю детализацию. Эскиз должен быть простым, быстрым и передавать только самое необходимое в рисунке.

Эскиз

Эскиз

Затем я дублирую слой с эскизом, нажав сочетание клавиш ctrl+j. Дубликат слоя я закрашиваю целиком приглушенным серо-желтым оттенком, чтобы создать подложку — на этом слое я продолжу работу уже в цвете.

Важно отметить, что пайплайнов работы существует бесконечное множество, и нет единственно верного способа написать живописную работу. Некоторые художники предпочтут раскрасить уже готовый черно-белый эскиз, но я предпочитаю работать в цвете поверх, закрашивая все серые элементы.

Эскиз для меня служит помощником: я смотрю на него, когда работаю в цвете, и сравниваю тон, но фактически пишу с нуля. Таким образом, серые и черные ненасыщенные пятна не смешиваются с насыщенными оттенками в работе, и цвета остаются «чистыми».

Залив слой, начинаем писать кота приглушенными, но не слишком темными цветами. Ориентируйтесь на тональный эскиз — это будут основной тон и цвета нашего кота.

Уже на этом этапе мы применяем живописный подход в изображении лепим форму мазками. Обратите внимание, как ложатся крупные и средние мазки.

Движения кистью короткие: ставим один-два мазка, затем немного меняем оттенок на палитре и снова — один-два мазка. Направление движений мазков должно повторять форму, которую вы хотите показать.

Не ленитесь чаще менять оттенки в процессе — ваша палитра всегда должна быть под рукой и легко доступна. Чуть-чуть сдвигая ползунок оттенка или насыщенности, вы добьетесь разнообразия в цвете уже на этом этапе. Не бойтесь добавить те цвета, которых нет в референсе: поверьте, это сделает вашу работу богаче и выразительнее!

Все мазки могут отличаться по цвету, но должны быть очень близки тонально, чтобы наша картинка не превратилась в пеструю мозаику.

Направление мазков

Направление мазков

Проверяем тон

Проверяем тон

Основной цвет

Основной цвет

На следующем этапе я делаю глаза кота желтыми и начинаю вводить более светлый тон, постепенно проявляя освещение и объем. Не торопитесь делать освещенные места яркими сразу, плавно набирайте контраст.

Для создания светлых и темных пятен на работе недостаточно просто подвигать ползунок яркости на палитре: не забывайте про цвет и разнообразие оттенков! Я использую мазки среднего и малого размера, продолжая класть их по форме, уточняя работу.

не забывайте про цвет и разнообразие оттенков!

Теперь немного отвлечемся и создадим фон. Под слоем с котом создаем новый: я решила не брать фон с референса, а затонировать сине-сиреневыми оттенками. Чтобы фон не смотрелся скучно, я также рисую его кистью, оставляя следы от мазков.

Чтобы фон не смотрелся скучно, я также рисую его кистью, оставляя следы от мазков

Возвращаемся на слой с котом. Добавляю еще больше света, ориентируясь на фото,  в тональном эскизе я делаю светлее освещенные зоны, добавляю пятнышко шерсти на груди.

Глаза работу над ведем параллельно, выполняя действия на одном глазу и сразу — на другом. Сначала отмечаем форму зрачков: я рисую их простыми сине-зелеными пятнами.

Затем, взяв оттенок темнее и кисть меньшего размера, я несколькими мазками рисую темный контур. Моя плоская кисть оставляет угловатый мазок, и я использую это во всей картине, не сглаживая получившиеся переломы.

Ставлю пару темных мазков в нижней части зрачка и блики — в верхней. Блики цветные, не слишком яркие, но они самые яркие пятна на глазу.

Блики цветные, не слишком яркие, но они самые яркие пятна на глазу

Добавляем контрастные темные пятна, уточняем по форме светлые пятна, добавляем короткими мазками шерсть по краям мордочки. Усиливаем темное пятно на лбу и под мордой. Старайтесь не брать чисто черный цвет: оттенок может быть очень темным, но цвет лучше взять насыщеннее. Например, глубокий синий, зеленый.
Кистью малого размера рисуем рот и язык. Совсем мелкой кисточкой добавляем усы и волоски в ушах.

Совсем мелкой кисточкой добавляем усы и волоски в ушах

Чтобы фон не пустовал, добавляю неоновые звездочки и молнии. Их я рисую кистью на новом слое ярким зеленым цветом.

Чтобы придать им свечение, дублирую слой сочетанием клавиш ctrl+j. Переходим на нижний слой со звездами, отключаем видимость верхнего, нажав на значок глаза на этом слое.
Цвет нижних звездочек меняю на более голубой. Нажав хоткей ctrl+u, вы откроете параметры изменения цветового тона и насыщенности: двигаем полоску цветового тона и оставляем понравившийся оттенок.

Затем, для придания им мягкости, идем во вкладку «Фильтры» в верхнем меню программы. Выбираем размытие — размытие по Гауссу. В появившемся окне двигаем ползунок, выбирая необходимую нам степень размытия.

выбирая необходимую нам степень размытия

И, финальным штрихом, я рисую блики-звездочки в глазах котика, чтобы связать его с фоном. А еще потому, что они классные!

Готово! Вот такой живописный портрет кота у нас получился.

Готово! Вот такой живописный портрет кота у нас получился.

В конце мне хотелось бы дать несколько советов новичкам:

  • Начните с основ — таких как композиция, перспектива, цветовая теория и светотень. Понимание этих принципов поможет вам в начале творческого пути.
  • Посвятите время изучению программ и устройств. Познакомьтесь с основными инструментами, меню, настройками и функциями. Если вы только начинаете работать в цифре, вам может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к этому инструменту — не торопитесь!
  • Регулярная практика является ключом к улучшению навыков рисунка и живописи. Выделите время на написание кратковременных этюдов и набросков, параллельно с ведением длительных работ. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее достигнете результатов.
  • Не бойтесь экспериментировать с различными техниками, кистями и стилями рисования — это поможет вам найти свою уникальную манеру и развиться как художник.
    Вдохновляйтесь другими художниками! Изучение работ других художников, как цифровых, так и традиционных, развивает насмотренность, что помогает разнообразить свое творчество. Нередко художники выкладывают записи процесса работы (спидпеинты) — это также может помочь вам найти новый подход к рисунку и узнать что-то новое.
  • Будьте готовы к тому, что начальные результаты могут быть не всегда идеальными. Не отчаивайтесь и продолжайте рисовать, не забывайте, что развитие в цифровой живописи требует времени и усилий. Будьте терпеливы, наслаждайтесь процессом! Помните, что у каждого художника есть свой путь развития, и важно сохранять мотивацию и страсть к искусству.

Сделать первый шаг в изучении цифровой живописи можно на наших курсах офлайн в студии и онлайн из любой точки мира.

Также рекомендую вам посмотреть мастер-класс для студентов Skills Up School от 2D-художника Сергея Рыжова: Цифровая живопись и иллюстрация: приемы, подходы, решения.

Основная сфера деятельности Сергея Рыжкова — создание дизайна окружающей среды для видеоигр. Кроме того, он занимался созданием фонов для анимационных проектов, иллюстрации, участвовал в разработке игр на хакатонах. В своих работах он уделяет особое внимание выбору цветовой палитры и стремится к достижению аутентичности и целостности стиля. Сергей использует необычный визуальный язык для каждого проекта и специфические приемы.