Вы видите блик? Нет? А он есть! А иногда бывает наоборот: блика нет, а кто-то его видит. Третий глаз и видение у каждого человека – вещи индивидуальные, однако есть физические законы. И возникает закономерный вопрос: когда блик надо рисовать, а когда нет? Насколько ярким и заметным он должен быть? В чем же его отличие от света и рефлекса, может быть, это вообще одинаковые вещи? Сейчас будем разбираться, запасайтесь чаем с печеньем перед экскурсом в мир бликов.
Что такое тени и блики
Мы с вами воспринимаем предметы объемными явлениями именно благодаря свету и его отсутствию. Освещенную область предмета можно разложить на три составляющие – это полусвет, свет и блик. Блик – самая яркая область на предмете среди всей этой троицы. Из этой точки свет не рассеивается в разные направления, а отражается практически под 90 градусов. Это отражение попадает прямо в глаз наблюдателю, то есть нам с вами. Остальную часть предмета занимают полутень, светораздел или граница светотени, тень и рефлекс. Рефлекс можно считать своеобразным теневым бликом. Потому что блик -это отраженный свет от источника света. А рефлекс – это отражение света от окружающих предметов. Поэтому важно учитывать этот факт: блики располагаются только на свету, рефлексы только в тени. Они подобны пингвинам и белым медведям: они тоже никогда не встретятся, потому что живут на разных полюсах.
Виды отражений
Прежде всего не стоит путать блики и отражения. Блик – это отраженный свет, а отражения в привычном нам понимании – это воспроизведение окружения на поверхности объекта.
Отражение света может быть зеркальным или рассеянным. Для гладких предметов с глянцевой поверхностью характерны зеркальные отражения. Это значит, что мы будем точно видеть границы и форму блика, а также силуэты окружающих предметов. Угол падения луча при попадании на такую поверхность равен углу отражения, поэтому отражения становятся такими четкими, как пацаны на районе. Представьте себе стекло автомобиля: в нем прекрасно видно отраженный круг солнца ясным днем, людей, дома и деревья вокруг. Рассеянное отражение происходит на предметах с неровной поверхностью. Лучи отражаются в произвольных направлениях, отчего четкость видимого ухудшается или пропадает совсем. Валун в лесу или поверхность книги в тканевом переплете имеют освещенные отражающие области, но они настолько слабы, что вы не увидите бликов. Помимо этих двух видов существует смешанное отражение – это переходное состояние между зеркальным и рассеянным. Так всегда получается, что существует кто-то третий в парочке. К примеру, дерево или неглазурованная керамика будут отражать свет, вы даже можете увидеть слабый блик, но размытый и неясный.
- На гипсовом шарике появляется рассеянный бли, мы видим большую освещенную область,на которой трудно идентифицировать четкую границу блика.
- На керамическом горшочке блик уже сильнее оформился, но все еще обладает нечеткими краями и где-то очень слаб. Он смешанного типа.
- На фарфоровой вазе зеркальный блик – это хорошо читаемая светящаяся точка.
Как научиться рисовать блики карандашом
Чтобы понять блик, надо думать как блик. Откуда вы хотели бы отражаться? Навряд ли от какой-то незначительной области, спрятанной за поворотом, чтобы никому не было видно. Правильно, блик думает так же: поэтому всегда ставьте блик на самое объемное и выпуклое место предмета. У цилиндрических фигур блик разместится на пике поворота стенки и переломе грани между вертикальной поверхностью и горизонтальной крышкой (1). У сферических предметов это будет округлая точка на выступе плечика или пузика (2). А 2 кубических – перелом грани или угол (3).
Блик несамостоятельная структура, он повторюшка: с одной стороны он повторяет контур силуэта источника света, с другой подстраивается под форму предмета, на котором он образовался. Однако не всегда мы рисуем простую геометрию. Посуда, предметы быта, технические устройства, транспорт, растения, фигуры животных и людей – все это сложносоставные формы. Поэтому важно анализировать пластику именно того участка поверхности объекта, на котором оказался отраженный свет. Проанализируем два разных по форме сосуда. Блики на предметах мы отметили голубоватым оттенком. Левый кувшинчик собран подобно мандаринке из долек, поэтому на каждой дольке будет свой округлый блик. Ручка – это изогнутая трубка, горлышко тоже цилиндр, но выгнутый, ножки – эллипсоидные формы. Так как его поверхность изрыта ложбинками, то вместо одного блика получается больше: по блику на поворот грани. Правый же кувшинчик менее рельефный, напоминает каплю. Горлышко и ручка – цилиндры, тело – совмещение цилиндра и шара. У него блики не дробятся на множество отражений, а сливаются в единый поток.
Для того, чтобы нарисовать блик на поверхности предмета, ему нужно создать определенное место посадки. Можно использовать обводку, как на наших схемках предметов или кувшинов. Но это это будет выглядеть схематично и не объемно. Вокруг блика карандашиком создается чуть затемненная область с помощью мелких аккуратных штрихов. На темных предметах такой необходимости нет, чаще подобный прием применяется на светлых или совсем белых объектах. К примеру, на рисунке 1 блик выделен более темным тоном самой груши. А на рисунке 2 ему дали рассеянное затемнение по контуру, чтобы он стал заметен на фоне белого фарфора.
Урок: как рисовать блики на волосах
Ну а теперь берем карандаши или стилусы. Кстати, вы можете попробовать рисовать не обычным графитовым карандашом, а попробовать акварельный черный или коричневый. Он дает приятный маслянистый плотный отпечаток. Ну и боевой настрой тоже не забываем прихватить, без позитивного настроения результат будет не ахти.
1 шаг
Растения растут на земле, корабли плавают по воде, так и нам нужно создать основу для нашей прически. Поэтому рисуем простую болванку головы без портретных черт. А для изящества посадим ее на ножку шеи.
2 шаг
Сделаем простое каре. Центральная ось головы будет нашим пробором. От нее в две стороны рисуем половинки прически, а ее край ограничиваем эллипсом.
3 шаг
Стираем излишние линии построения, которые нам будут мешать создавать объем. Для того, чтобы создать убедительный блик, нам понадобится затонировать нашу прическу. Мы с вами уже убедились на примерах, что блик сам по себе существовать не может. Легким тоном показываем округлую область перелома волос. На ней и будет располагаться наш отраженный свет.
4 шаг
Затушевываем широкими штрихами объем прически, даем затемнение перед обозначенным переломом. А на левой пряди волос, выглядывающей из-за лица, затемнением снизу обозначаем изгиб арки локонов. Поворотными штрихами обозначаем подъем прически от пробора влево и вправо и на виске правой половинки. Такой прием будет имитировать структуру волос.
5 шаг
Более темным тоном и контрастными штрихами начинаем ломать край освещенной области. Добавляем пару дугообразных линий по вертикали нашего каре, чтобы создать иллюзию локонов и в тени.
6 шаг
Мы собрали все, что нужно, чтобы блик материализовался. Добавим пару выступающих вперед прядок, на них тоже кладем блики. Еще немного затемняем прическу на свету и в тему, а теперь на переломе стираем тон. Стертые области обводим легким контуром. Ловкость карандаша и никакого мошенничества: блик появился! Ну а теперь попробуем нарисовать блик на более гладкой и блестящей поверхности.
Урок: как рисовать блики на глазах
1 шаг
Нам понадобится сначала построить глаз. А поэтому ставим горизонтальную ось, отмечаем точками уголки будущего глаза. рисуем круг по центру созданной оси.
2 шаг
Отмечаем центральную ось круга эллипсом, так наш круг из плоской фигуры превратиться в объемную сферу. Отметим дугами края век. не забывайте, что все линии мы проводим легко и полупрозрачно.
3 шаг
Добавим толщинки векам, подсказывая себе их раскрытие сечением по центральной оси. На этом этапе придать осмысленности взгляду. Нарисуем радужку и зрачок. В правом уголке глаза покажем маленький округлость слезного мясца. Будем считать, что источник света находится справа сверху под 45 градусов.
4 шаг
Легко и непринужденно заштриховываем веки и глаз по форме Шара. Над правым уголком глаза ставим легкую тенюшку: в этом месте происходит состыковка глаза и глазницы, переход в носовую косточку. Поэтому изгибы начинает ловить тень, а не свет.
5 шаг
Более звонкими штрихами подчеркиваем границы светотени, можно использовать тонкую аккуратную обводку. Усиливаем тон падающих теней. Теперь смело сильнее очерчиваем края век, контур радужки и зрачка. Левые края век не приводим в точку. а прячем за глаз. Обозначим места, где у нас будут располагаться блики. В противоположном краю радужки, напротив блика, образуется засвет – это своего рода рассеянный блик на тыльной стороне стенки глаза.
6 шаг
Затемняем зрачок, радужку, тело глаза,слезное мясцо, чтобы наши блики и засвет появились на свет. Можно остановиться на приеме с их обозначением контурами, но тогда они выглядят нарисованными и схематичными, а таким способом мы сможем придать легкость нашему наброску и убрать лишнюю контурность.
Три, четыре, закончили упражнение! Переходим к следующему упражнению: бликам на воде.
Урок: как рисовать блики на воде
Мы поведаем вам 2 истории о рисовании бликов на воде. Все мы видели полный штиль и зеркальную водную гладь. Но чаще вода потревожена ветром, и на ее поверхности образуется рябь, волны и даже валы! Разберем 2 принципа образования бликов на гладкой воде и на волнах.
Отражение солнца в спокойной воде
1 шаг
Ограничим область воды прямоугольником. отметим линию горизонта и кружком солнце.
2 шаг
Широкими и легкими штрихами затонируем область воды. Кверху стараемся сделать посветлее, книзу сохранить более темный градиент.
3 шаг
Подсказываем себе область отражения солнца. Блик не будет круглым, он растянется в световую дорожку. Чем ближе к нам он будет приближаться. Тем из более плотных и длинных блоков он будет состоять. Но в определенный момент, этот эффект закончится и полоска блика также рассеется и исчезнет.
4 шаг
Вооружаемся ластиком и стираем лишний тон. Сохраняем разрывы серым тоном нашей светлой полосы, чтобы имитировать волны.
5 шаг
Добавим светлыми и тонкими дугами и эллипсами имитацию мелкой ряби на воде. На мелких волнушках ряби тоже надо поставить блики, они же тоже находятся в нашем световом сюжете. А также легким контуром немного подчеркнем и проявим блик столб отражения солнца.
Блики на волнах
1 шаг
Нарисуем контур квадрата. Представим, что в воду упала капля и создала концентрические волны. Очень легко покажем центральный бублик волны и расходящиеся от него полумесяцы в стороны. Солнце будет освещать воду справа сверху издалека.
2шаг
Сначала создадим простой объем светлым тоном. Ближние к нам области отвернулись от солнца, потому заливаем их тенями.
3 шаг
Сечениями мы показали формы волн в тенях. Это плавные перекаты холмов без острых углов. А теперь усилим тени с учетом этого сечения. Отметим самые темные области силуэтами, похожими на эллипсы и на скругленные полумесяцы.
4 шаг
Создадим ритм темных участков волн с помощью штриховки. Заштриховываем не все темные полумесяцы. Так мы создадим визуальную вибрацию средней плотности теней и более интенсивной. Немного затушуем весь квадратик светло-серым тоном, чтобы блики не сливались с цветом бумаги или слоя.
5 шаг
А теперь проанализируем области, повернутые к свету. Это точно такие же перепады холмов. Чем-то они напоминаю части стенок цилиндров. А значит, блики будут образовываться на поверхности волн по принципу цилиндра, только изогнутого.
6 шаг
Ластиком стираем на световых областях полоски бликов. А в центральном бублике отметим бликом небольшую неровность поднятия поверхности воды. Это будет намек на исчезнувшую в воде каплю.
В какой-то момент волны успокоятся и растворяться в глади воды. Так и мы подошли к концу зарисовки бликов на воде.
Блики – это ода свету, ода отражениям. Порой хочется рисовать их бесконечно много на предметах, но теперь вы знаете их суть и принцип появления на разных материалах и разных фигурах. А мы хотим похвастаться перед вами. Да-да, именно похвастаться, ведь мы рисуем блики постоянно на стеклянных бутылях, керамических горшках, спелых фруктах и овощах, на атласных и шершавых драпировках. Даже не перечесть и не передать словами весь спектр предметов и фактур исследованных и нарисованных нами. А вы можете присоединиться к нам и изучить не только специфику блика, но и света, теней, рефлексов, формообразования, композиции, графических приемов и других важных аспектов рисунка.
Это далеко не все, что происходят и изучают на нашем курсе Мастер рисунка.
Каждый из нас видит прекрасное, именно поэтому рисуйте больше, делитесь прекрасным с миром. А мы будем и дальше делиться с вами лайфхаками для художников, практическими приемами и веселой атмосферой Skills Up School!